Новости

В Великом Новгороде открылся музей Великого моста

Великий мост

Музей расположился в доме караульной команды путей сообщения.

Фото: Сергей Филин

В доме караульной команды путей сообщения открылся музей Великого моста. Экспозиция посвящена истории самого древнего стационарного городского моста в России и его роли в жизни средневековой Новгородской республики.

Точное время строительства Великого новгородского моста неизвестно, однако упоминания о мосте, который соединял Софийскую и Торговую стороны, содержит уже Новгородская Первая летопись. С XII века Великий мост перестраивался многократно. Это, в том числе, подтверждают и впечатляющие результаты подводно-археологических исследований, которые с 2005 года ведут новгородские археологи. В сложнейших условиях они исследуют дно Волхова в поисках древнейших опор моста.

— Новгородский мост — первый стационарный мост на территории Руси, — отметил ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Илья Хохлов. — Это не просто инженерное сооружение, хотя и с этой точки зрения он уникален. Известно, что в позднем средневековье здесь располагались торговые лавки и ремесленные мастерские. Мост регулярно попадал на страницы летописей. В основном в связи с какими-то катаклизмами: разрушениями, пожарами, наводнениями, ледоходами. В каком-то смысле это еще и сакральное место, так как раньше перед входом на мост располагалась часовня Чёрного креста. Таким образом, это сооружение играло заметную роль в жизни Новгорода. Конечно, он многократно перестраивался — деревянные мосты не очень долговечны. Новый музей посвящен в большей степени истории средневекового Великого моста, но мосты более поздних периодов не менее интересны и, как минимум, незаурядны. Эта экспозиция разнообразит представление о древнем Новгороде, которым мы так гордимся. Сегодня из бездны небытия возвращается еще одна грань новгородской истории.

Великий мост в XI-XVII веках связывал Кремль и Ярославово дворище, находящиеся по разным берегам реки Волхов в историческом центре Великого Новгорода. Позднее он был разрушен. За 19 лет подводных археологических исследований найдены два участка продолжительного существования мостов через реку Волхов. С XII по XIX век мост располагался на линии: главный ряд Торга — Пречистенские ворота Детинца.

— Древний мост был сложным инженерным сооружением, большим и весьма дорогостоящим, с очень длинными пролетами — не менее 16 метров. Длинный пролет из дерева — это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства, — отмечает Айвар Степанов, руководитель Новгородской подводно-археологической экспедиции, научный сотрудник Центра подводного археологического наследия ИА РАН и Центра археологических исследований Новгородского музея-заповедника, куратор экспозиции. — Замечу, что в средневековой Европе все уважающие себя столицы имели мосты. Так, например, было в Лондоне и Париже. Новгородский мост — единственный российский мост с тысячелетней историей. Конечно, после самого первого было много последующих, но все они — преемники, имеющие общую историю и этапы развития. И если современный мост имеет лишь функцию транспортной переправы, то его предшественники были гораздо более функциональны, начиная с обороны города и контроля за судоходством. Также мосты были центром торговли. Многие путешественники в своих путевых заметках упоминали новгородский мост, отмечая, что он такой же как в Лондоне или Амстердаме, только деревянный и уставлен домами-лавками, словно длинная улица.

На вопрос о казнях на мосту Айвар Владимирович ответил, что, помимо других многочисленных археологических находок, на дне под мостом также был обнаружен жернов (их вешали на шею особо опасных преступников) — как документальное подтверждение, что казни на мосту действительно проводились. Находка заняла почётное место в новой экспозиции.

Донные осадки в районе моста представляют собой культурный слой, подобный городским культурным напластованиям средневекового периода. Анализ культурных отложений позволил исследователям выделить хронологический период (с начала XV по начало XVII века) существования на мосту постоянной экономической деятельности — торга, существования мелких ремесленных мастерских. Собрана значительная коллекция артефактов ремесленного производства, торговли, общественно-политической деятельности. Среди находок — несколько тысяч предметов церковной утвари и быта, украшений, монет и других раритетов XII-XVII веков, а также остатки деревянных конструкций моста, которые датируются XII веком. Именно эти ценности и стали основой экспозиции музея Великого моста.

Музей расположился в памятнике XIX века регионального значения. Как отметили в инспекции государственной охраны культурного наследия, открытый для науки в результате многолетних подводных археологических исследований под руководством Айвара Степанова Великий мост является самостоятельным памятником археологии, состоящим на государственном учёте.

Не менее интересна и история самого здания. Оно расположено на левом берегу реки Волхов недалеко от Пречистенских ворот новгородского кремля.

Дом караульной команды

Дом караульной команды. Фото: GPVN.RU.

В связи с предпринятым в 1817 году правительством строительством первой в России шоссейной дороги Петербург — Москва, проходившей через Новгород, в 1825-1831 годах был построен первый мост на каменных устоях с деревянным перекрытием и разводным пролетом. Проектированием новгородского моста занимался известный российский мостостроитель инженер-полковник Казимир Яковлевич Рейхель. При въезде на новый мост из кремля с северной стороны берегового устоя был построен «Караульный дом службы охраны путей сообщения».

В 1902 году было открыто движение по новому мосту, возведённому частично на существовавших опорах 1830-х годов, но с новой разводной конструкцией. Об облике первоначального здания можно судить по фотографиям начала XX века, сделанным до его перестроек. Это было небольшое двухэтажное прямоугольное в плане здание, расположенное длинной стороной к мосту и перекрытое двускатной крышей, конек которой проходил по продольной оси здания. В здании были два дверных проема: на первом этаже северного фасада и на втором этаже южного фасада. Современный вид здание приобрело после перестройки в начале XX века (после 1911 года).

Во время Великой Отечественной войны мост начала XX века был разрушен, здание караульного дома пострадало в незначительной степени. Находясь в узловом для жизнеобеспечения города месте, было восстановлено в конце 1940-х годов, а в 1950-1960-х годах на здании были проведены ремонтные работы.

В 1986-1988 годах при строительстве пешеходного моста был повышен уровень площадки со стороны моста, с площадки, устланной гранитными плитами, вдоль восточного фасада здания устроен спуск по лестнице с ограждением и ступенями из гранитных блоков.

В здании размещались различные службы, с 2001 года и до недавнего времени — служба реставрации Новгородского государственного объединённого музея-заповедника.

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх