Для меня велосипед — это не транспорт, не хобби и даже не спортивная тренировка. Велосипед — это вся моя жизнь, а жить я определённо люблю. Я люблю чувствовать биение сердца в своей груди после скоростной гонки по шоссе, люблю чувствовать тёплый ветер, который обдувает меня во время неспешной велопрогулки, я так люблю эту спешку, когда ты едешь на загруженном велосипеде и нужно успеть разбить лагерь до темноты. Я люблю велосипед за то, что он даёт мне свободу. А жизнь свободного человека бесконечно интереснее и многограннее.
Самая главная особенность велосипеда — это спорт. Вы можете путешествовать на машине, мотоцикле, да хоть на оленьей упряжке, но только велосипед может совместить приятное с полезным — не только дать свободу перемещения, но и обеспечить хорошую физическую форму. Поэтому я регулярно и серьезно занимаюсь шоссейным велоспортом.
Вторая особенность велосипеда — это свобода передвижения. Вы никогда не сможете проехать на автомобиле туда, куда может добраться велосипедист. А пеший турист никогда не сможет преодолеть такую дистанцию, как путешественник на своём двухколесном друге. Поэтому я регулярно занимаюсь велотуризмом, пока ещё не на очень большие дистанции, но всё ещё только начинается.
Третья особенность велосипеда — это отдых. Как приятно порой просто неспеша выехать в центр города и вальяжно крутить педали, забыв про скорость, каденс и огромные дистанции. Поэтому я порой выбираюсь на велопрогулки.
Четвёртая особенность велосипеда — это огромное, но пока ещё разрозненное, коммьюнити людей со схожими интересами. Если у тебя есть велосипед, то это уже повод собраться в компанию и весело провести время. Можно организовать совместную велопрогулку или даже вело-флешмоб. В последнее время подобные мероприятия интересуют меня всё больше и у меня в планах их организовывать.
Ну и наконец особенность, которая ещё не набрала популярность в России, — это так называемый bikefashion. Велосипед для ситибайкера — это не просто транспорт, это важный аксессуар стиля и я нахожу этот подход крайне интересным. Такой взгляд на велосипед не только позволяет выглядеть стильно, перемещаясь на своём любимом байке, но и показывает окружающим, что велосипед — это не только пот и спортивная одежда, это ещё модно и стильно. У нас в городе уже начали появляться такие велосипедисты (как правило — девушки), и, честно сказать, на это чертовски приятно смотреть.
Я часто сталкиваюсь с непониманием со стороны окружающих, когда собираюсь отправиться на велопрогулку не в спортивной экипировке. Когда я впервые совместил галстук и велосипед, все мои друзья посмотрели на меня как на идиота. И это в то время, когда весь цивилизованный мир уже давно избавился от таких предрассудков и люди активно используют велосипед как транспорт не ущемляя себя ни в чём. Велосипед не доставляет никаких неудобств, напротив — он их устраняет!
Сложно перечислить все трудности, которые поджидают велосипедиста и, как ни странно, самая главная из них — вовсе не отсутствие велосипедной инфраструктуры в городах нашей страны. Если говорить в общем, то у велокоммьюнити всего одна глобальная проблема — велосипеды не популярны. А уже из этого вытекает огромное количество самых разных и очень неприятных следствий.
Отсутствие нормальных веломагазинов. В городе не так много мест, где вообще можно купить велосипед. Про то, какие велосипеды там продаются и за какие деньги, лучше вообще не говорить. Любой более-менее продвинутый велосипедист вынужден заказывать велосипеды из-за границы. Сейчас правительство нашей страны грозится ввести санкции и дополнительные поборы на интернет-заказы. В таком случае велосипедисты обречены. Кстати, это касается и крупных городов, даже Москвы и Санкт-Петербурга. Но и это не всё. Велосипеды имеют свойство ломаться, а запасных частей в России так же не найти — здравствуйте интернет-магазины.
Отсутствие контроля со стороны властей. В любой нормальной стране велосипедист — это участник дорожного движения. А у нас это что-то среднее между пешеходом и автомобилем. Вроде и прав никаких нет, да и обязанностей, кстати, тоже. Нет нормального свода требований к велосипедисту и его транспортному средству. Нет требования к водительскому удостоверению, езде в шлеме и так далее. Каждый второй велосипедист — не знает ПДД, каждый третий — ездит пьяный, лишь один из десяти ездит в шлеме на велосипеде оборудованном светоотражателями.
Отсутствие инфраструктуры. Да, это очень важный момент если речь идёт о массовом использовании велосипеда в качестве транспортного средства. Однако большая часть городских велосипедистов к таким не относится и использует велосипед как развлечение выходного дня. Но в действительности сложно понять, где причина, а где следствие. Возможно люди-то и не используют велосипед как транспорт как раз из-за этой проблемы.
Отсутствие уважения. Большинство более менее серьёзных велосипедистов передвигается по автомобильным дорогам, где они постоянно подвергаются нападкам со стороны водителей авто. Причина этого кроется в устаревших ПДД, покрытых мхом ещё во времена Советского Союза. Они требуют срочной доработки, чтобы наконец сделать из велосипедиста действительно полноправного участника дорожного движения и привить водителям уважение к двухколёсному транспорту.
Извечная проблема нашей страны. Речь естественно о дорогах, которых нет. Нет ни нормальных тротуаров, ни дорог, ни уж тем более велодорожек. Везде одно и тоже — если не ямы, то кочки, если не трещины — то выбоины. Ездить по такому покрытию просто невозможно.
Я не пессимист, но я не ожидаю развития инфраструктуры. Я уже приспособился к существующим условиям и привык к ежедневным страданиям. Если говорить о том, что в принципе возможно в нашем городе — это выделение на тротуарах небольших полосок асфальта под велодорожку, но не более того. Как бы там не кричали люди в наших коммьюнити, пешеходы всё же отучатся ходить по велодорожкам, если они появятся везде. Это лишь вопрос времени. И на мой взгляд это будет хорошим началом для велосипедизации нашего города. Я безмерно благодарен этому ресурсу и в частности Евгению за то, что он тратит огромное количество сил и своего личного времени на то, чтобы велокоммьюнити в нашем городе развивалось и обретало всё большую силу.