Проект «Конструктор желаний» был создан на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Таврида» в рамках четырёхдневной архитектурной лаборатории МАРХИ и сотрудничестве с администрацией Новгородской области и Роскультцентром.
Руководителем проекта выступил спекулятивный архитектор Егор Орлов, а участниками Бородина Дарья, Ольга Лашкова, Карина Лобашова, Сергей Немцов, Фёдор Гаазе, Лера Буренина и Валерия Андреева. Архитекторы дали видение будущего набережной Боровичей.
Основной идеей было создание осознающего города будущего с живой скоростью для более сложных взаимодействий с природой.
Вступление
Каждый день наш город переживает изменения. Идентичность в восприятии города утопает в бесконечности подобных друг другу архитектурных объектов, потерявших свой естественный индивидуальный облик. Городом постепенно завладевают эмоции и движут им в направлении информационного перенасыщенного будущего. Дни превращаются в игру, ночь сплетается с ними в одно целое. Мы переживаем время, бегущее быстрее нас, отделившееся от нашего тела и самого человека. Современный город бездумно множит скорость и становится быстрым мегаполисом, в котором невозможно услышать друг друга. Он укрывает нас своим лоскутным одеялом, из сотни расширенных реальностей, продолжений окружающего мира, которые мы не успеваем воспринять.
Играющий горожанин
Живая скорость — вот чем владеет современный человек. Она воспитывает его, ускоряет, замедляет. Такой человек не потребляет эмоции «быстро». Он чувствует их, свои воспоминания, пространства и город осознанно созидающе. Живая скорость — для него игра времени. Этот человек сменяет скорости с быстрых на медленные, с медленных на быстрые и обратно. И все правила его не касаются, словесные рамки: «улица», «бульвар», «площадь» — его уже не волнуют. Они не позволяют вместить в себя новый образ жизни, богатый на разноцветные скорости, а лишь создают «бездумного скоростного человека». В будущем место новым пространствам для осознанной жизни, что сливаются воедино с природой, а природа, как нам известно, не стоит на месте.
Осознающий город
Архитектурная матрица — картотека элементов, из которых возможно собирать архитектурное пространство города будущего любого масштаба. Она является проекцией города будущего, отвечающая всем потребностям его жителей. В архитектурной матрице можно экспериментировать с самыми разными формами движения, обитания, общения, в общем со всеми теми процессами, что так желанны горожанином будущего.
Неустойчивость. Пространства не имеют определенного места, как организм растут и развиваются, утилизируются и переносятся, прорастают в самых неожиданных местах.
Связи. Игровое движение. Коммуникации, как игровые связи между пространствами, совершенно разные, длинные извилистые дороги и прямые короткие. Герой может опаздывать куда-то и пройти по длинному пути, или же успевать и пройтись по короткой тропе. Всё зависит от его желания и выбора.
Притяжение. Более маленькие пространства формируются вокруг уже сформировавшихся больших, опыляя их.
Разнообразие жизни. В городе будущего есть место диссонансу, присутствию активных элементов, формирующих настоящую, живую среду обитания.
Реакция соединений. Все пространства выполняют различный функционал и приживаются в среде обитания, функционируют единый, но разнообразный организм.
Будущее архитектуры
Прототипы пространств будущего, собранные из архитектурной матрицы, наполнены сценариями, которые заменяют собой функциональную карту, предлагая новый тип организации, близкий к «игре». Город, пространствами и сценариями которого можно играть самому горожанину в процессе пользования им. Каждый объект растет, развивается и утилизируется. Наш мир меняется каждый день и дальнейшая его мутация — быстрое развитие пространств и впоследствии скоростных зданий и сооружений.
Зеркало души
Входная группа, состоит из множества зеркал, направленных на героев и показывающих их потайные желания. Там же на архитектурном полукруглом диване могут расположиться множество посетителей и погрузиться в свои заботы и дела.
Говорящий лес
Весь лес светился. А значит в нем, кто-то есть, лес с кем-то говорит, играет. И она тотчас же выбежала из дома в своём новом платье и направилась в густой лес, на поляну сказок. Она опять опаздывает, но ничего. Там её уже ждал человек, с которым она провела лишь несколько дней своей жизни. Он повел её по самой длинной тропе, на всём протяжении их путь освещали деревья-светлячки.
Съедобная станция
Особая конструкция, умеющая разбираться и собираться в единое целое. Она предназначена для хранения байдарок, а также выращивания растений на одном из своих дисков. Туда закинута и скейт-площадка для молодёжи.
Поке-стоп
Прямо по середине реки вырос чайный остров. На байдарках каждый может посетить его и собрать чай, проплыть под ним и загадать желание. Из чайного острова можно вынимать «фруктовые ячейки» и бросать их на всём протяжении реки, где они со временем начинают обживаться и цвести. Таким образом, вся структура чайного острова разборная и ее элементы могут существовать отдельно, как организм, она будто папоротник, делится своими спорами с окружающей средой.
Архитектурный диван города и скитающиеся гамаки
Для отдыха на воздухе для героев предусмотрена архитектурная «игрушка» — архитектурный диван, без инструкции к применению, где герои сами играют в конструктор, не зная, что же получится в итоге. Будет ли это лагерь с «палатками», которые расползаются, по желанию героев, по земле и воде, или это будет лестница с огромной ступенью, или, и вовсе, посетители погрузятся в атмосферу умиротворения и релаксации, упав на гамаки под навесом, слушая, как журчит река, шелестит листва и поют птицы. Обычно в это время играть диваном можно весь день. Мы разложили его, пару километров в длину — где он начинался и где закончится никто не знал. Пол города жителей рухнули на него и начали играть.
Чайные кубы
У самого берега расположились плавающие конструкции, выполняющие рекреационную функцию. Они многоуровневые и позволяют героям поиграть с ними. Кубы — это новый тип детского общественного пространства, который обогащает фантазию ребёнка. Ведь его фантазия такая динамичная, яркая, многогранная, а сам ребёнок очень активный, познающий мир герой, любитель игр и сказок. Он с удовольствием найдет себя в такой среде, и каждый ребенок придумает свою функцию данному месту. Будь то игра в прятки или же на скорость — кто первый залезет на куб.
Архитектурные пилигримы
Тут выращиваются фрукты. Группа архитектурных пилигримов выходит на воду островами и способна перемещаться, в зависимости от погодных условий и желаний посетителей. Летом они расплываются в разные стороны, а зимой стараются держаться вместе, генерируя тепло и хорошее настроение.
Гигант
Он «ГИГАНТ» всех конструкций. Чайным домик, существующий в любое время года. В холодное он особенно приятен, так как тепло и аромат, от готовящегося чая, разносится по всей территории, согревая героев. И даже, капли дождя, ударяющиеся о поверхность сооружения, начинают издавать музыкальные звуки и стекать в ручейки, конденсируясь в сладкий мед. Тут герои чайного действа могут наблюдать, как пожилая женщина в белоснежном халате разливает половником ароматный чай всем желающим и слушать завораживающую музыку.
Финал
Здесь у горожан есть свой «пульт времени», которым они могут управлять скоростными режимами, меняя медленные на быстрые, быстрые на медленные. Каждая из конструкций относительно погодных условий, желаний горожан и времени года демонтируется. Возможность формирования новых пространств — вот плюс таких конструкций. Их можно двигать местами, менять их функцию и облик. Это ли не осознающий город, город сменяющийся? Мы сами меняем свою реальность, создаём новые миры, играемся с городом.