Ревитализация локомотивного депо
Новости

Реновация промышленного наследия: Локомотивное депо в Великом Новгороде

Проект ревитализации Локомотивного депо.

Визуализация: Дмитрий Николаев

Магистр дизайна архитектурной среды Дмитрий Николаев рассказал сетевому изданию «Генплан Великого Новгорода» о своей выпускной квалификационной работе об особенностях ревитализации объектов индустриальной архитектуры на примере реновации локомотивного депо в Великом Новгороде. Работа была выполнена на кафедре дизайна Политехнического института НовГУ под руководством архитектора Дмитрия Пекшина.

В современном мире всё больше внимания уделяется проблеме рационального использования заброшенных индустриальных объектов, утративших свою первоначальную функцию. Такие объекты больше не используются по их прямому назначению и зачастую являются источником экологических проблем и представляют опасность для жителей близлежащих районов. Однако некоторые из них обладают архитектурной ценностью и являются объектами культурного наследия, что делает важным их приспособление для современного использования.

Цель работы — сбор и систематизация особенностей, методов и подходов, применяемых в работе с объектами индустриальной архитектуры, которые утратили свою функцию. В ходе исследования был разработан комплексный подход к ревитализации объектов индустриальной архитектуры и проведена его апробация на примере локомотивного депо в Великом Новгороде. В проекте использованы современные тенденции и технологии ревитализации для создания многофункциональных культурных пространств (см. рисунок 1).

Особенности, методы и подходы в работе с объектами

Рисунок 1. Часть 1. Особенности, методы и подходы в работе с объектами.

Особенности, методы и подходы в работе с объектами

Рисунок 1. Часть 2. Особенности, методы и подходы в работе с объектами.

Великий Новгород, как один из старейших городов России, богат культурным наследием, включающим не только памятники церковного зодчества, но и объекты индустриальной архитектуры. В условиях экономических перемен многие промышленные здания утратили свою первоначальную функцию и стали заброшенными. Однако многие из них обладают архитектурно-культурной ценностью, поэтому их можно и нужно использовать для новых целей (см. рисунок 2).

Наследие индустриальной архитектуры Великого Новгорода

Рисунок 2. Наследие индустриальной архитектуры Великого Новгорода.

Для концептуального проекта ревитализации было выбрано Локомотивное депо на улице Деповская, 47 в Великом Новгороде по нескольким причинам, которые делают этот проект не только эстетически привлекательным, но и экономически обоснованным (см. рисунок 3):

  • Во-первых, для ОАО «РЖД» модернизация подвижного состава и изменение географии технического обслуживания привели к утрате функций многими историческими объектами инфраструктуры. Эти здания часто обладают уникальной архитектурой, что важно для их дальнейшего преобразования.
  • Во-вторых, текущие политические и геополитические условия требуют пересмотра роли железных дорог в стране. Проблемы с авиацией стимулировали развитие железнодорожного транспорта и туризма. Внутренний туризм активно растёт, создавая новые маршруты и туристические объекты вдоль железных дорог.
  • Великий Новгород — город с богатой историей и культурным наследием, расположенный между Москвой и Санкт-Петербургом. Это делает его важным пунктом на будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали. Развитие транспортной инфраструктуры увеличит поток туристов и положительно повлияет на экономику города. Ревитализация депо поможет создать многофункциональный транспортный узел, который может быть использован для связки с планируемой станцией ВСМ в Подберезье. Всё это улучшит транспортную доступность города и его окрестностей.
  • Планируемое строительство образовательного кампуса рядом с Локомотивным депо положительно скажется на развитии района. Проект улучшит инфраструктуру города и привлечёт студентов, преподавателей и других людей, которые будут пользоваться новым транспортным узлом и посещать культурные мероприятия. Это обеспечит постоянный поток людей и оживит окрестности.
Градостроительная ситуация участка проектирования

Рисунок 3. Градостроительная ситуация участка проектирования.

Локомотивное депо в Великом Новгороде частично заброшено. На здании установлены белые пластиковые окна, которые не соответствуют историческому облику и портят его внешний вид. Кирпичные стены местами разрушены, что свидетельствует о недостатке ухода и ремонта. Рельсовые пути вокруг депо заросли травой, а рядом стоит старый неиспользуемый кран (см. рисунок 4).

Фотофиксация объекта ревитализации

Рисунок 4. Фотофиксация объекта ревитализации.

Проект ревитализации локомотивного депо в Великом Новгороде направлен на создание многофункционального комплекса, где будут гармонично соединяться культурная, образовательная, развлекательная и транспортная функции. Он состоит из пяти корпусов, каждый из которых выполняет свою уникальную функцию, объединённых в одну общую идею объединения истории места и современности (см. рисунки 5-6).

Концептуальное предложение ревитализации Локомотивного депо

Рисунок 5. Концептуальное предложение ревитализации Локомотивного депо.

  • Первый корпус станет многофункциональным креативным пространством с мезонином и стеклянной крышей, предназначенным для выставок, культурных мероприятий и мастер-классов. Просторное помещение с высокими потолками и большим количеством естественного света создаст комфортные условия для посетителей. Исторические кирпичные стены планируется сохранить, они отражают «историю» здания. На втором ярусе со стеклянными перегородками расположатся дополнительные выставочные пространства и зоны для отдыха. Применяются современные экологические технологии и материалы: геополимерный бетон и «умные» стеклянные перегородки в зонах для мастер-классов.
  • Второй корпус станет концертным залом с зоной ресепшн и служебными помещениями. Входная группа — просторное фойе с широкой лестницей, под конструкцией которой разместятся служебные помещения. Зрительный зал будет многофункциональным, подходящим для проведения концертов, лекций и показов фильмов на большом экране.
  • Третий корпус станет крытым парком с зелёными насаждениями и фудкортом. Здесь будут уютные зоны отдыха с небольшими столиками для кофе, кофе-поинты, небольшие кафе и ресторан. В центре корпуса разместится барная стойка в виде каркаса поезда, а в пристройке за барной стойкой — кухня ресторана. В данном корпусе делается акцент на экологию: природные формы, экологически чистые материалы и технологии, большое количество озеленения и естественного освещения.
  • Четвёртый корпус будет современным рабочим пространством. Здесь можно будет проводить деловые встречи, работать над проектами и устраивать различные мероприятия. В корпусе будут просторные залы с большим столом и современным оборудованием для конференций и семинаров.
  • Пятый корпус будет функционировать как вокзал и музей, рассказывающий историю депо и города. Сочетание старинных элементов и современных технологий создаст уникальную атмосферу и предложит интересные программы для туристов всех возрастов.
Концептуальное предложение ревитализации Локомотивного депо

Рисунок 6. Концептуальное предложение ревитализации Локомотивного депо.

Заключение

Заброшенные индустриальные объекты, такие как Локомотивное депо, обладают значительным культурным и историческим значением. Сохранение и адаптация этих объектов под современные нужды позволяет не только сохранить их архитектурное наследие, но и придать им новую жизнь, делая их полезными для общества.

Проект ревитализации Локомотивного депо является важным шагом в развитии Великого Новгорода, укрепляя его статус как культурного и туристического центра, и демонстрирует потенциал для будущих инициатив по преобразованию заброшенных индустриальных объектов в России (см. рисунок 6).

Реновация промышленного наследия: Локомотивное депо в Великом Новгороде
1 комментарий

1 комментарий

  1. Дмитрий

    06.07.2024 22:51

    Уважаемая администрация данного сайта, пожалуйста проверяйте актуальность информации перед ее публикацией. Как подсказали выше, здания локомотивного депо ни разу не заброшены, внутри располагаются организации ОАО РЖД, которые выполняют возложенные на них функции. К сожалению, да, внешний вид пока оставляет желать лучшего, здания имеют статус исторического памятника, руководство РЖД и администрации Великого Новгорода прорабатывают вопрос о восстановлении.

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх