13 января с 17 до 19 часов в музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» по традиции пройдет праздничная этнографическая программа «Васильев вечер». В программе отражена многогранность святочной обрядности. Гости музея примут участие в святочных игрищах и забавах с ряжеными, погадают на благополучие в новом году и на счастливое замужество или женитьбу.
Святки — главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в рождественский сочельник (24 декабря/6 января) и завершаясь в день Крещения (6/19 января). Одним из основных праздников в рамках Святок являлся Новый год или Васильев вечер, канун которого приходился на 31 декабря/13 января. Своё название вечер получил по имени святого Василия Великого, архиепископа Кесарийского, память которого христианская церковь чтит 1/14 января — Васильев день.
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. Но, прежде всего, Святки — молодёжный праздник. На две недели молодёжь освобождалась от какой-либо трудовой деятельности и всё своё время посвящала разнообразным развлечениям.
Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер игрищ молодёжи на посиделках и на улице. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу.
Девушки старались привлечь к себе внимание яркими праздничными нарядами, умением петь, танцевать, поддерживать беседу, демонстрировали весёлый и бойкий, но в тоже время и скромный характер, что, в народных представлениях, считалось эталоном девичьего поведения.
Очень важным моментом, своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя во время прихода на игрище ряженых. Ряженье — любимое развлечение деревенской молодёжи, позволяющее на святочный период выйти за пределы общепринятых норм поведения. Одетые во всевозможные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои бесчисленные забавы всех без исключения, а вечерами обычно ходили по деревне, колядуя и веселя хозяев в каждом доме. Рядились, как правило, парни и молодые мужчины, нередко вовлекая в своё действо детей, а иногда замужних и пожилых женщин.
Рядились в стариков, в жениха с невестой, в медведя, козу, лошадь, цыгана, солдата, нищего, сироту, бродягу-горбуна, покойника и так далее. Спектр ряженых персонажей поистине был неограниченным, но предпочтение в играх всё же принадлежало свадебной и похоронной тематике.
Отличительной особенностью Святок являлись разного рода гадания. Гадать можно было в любой святочный день, но большинство гаданий, считающихся в народе «верными»,
производили в сочельники, рождественский и крещенский, и в канун Васильева дня — под Новый год. Именно с Васильева вечера начинались «страшные» гадания — самые опасные из всех святочных гаданий. Одной из причин опасности этих гаданий является их приуроченность к наиболее стихийному периоду Святок — «страшным» вечерам, когда кончался старый год, и начинался новый, а, по народным представлениям, особенно буйствовала нечистая сила. Для «страшных» гаданий выбирались места, где жила или могла появляться нечисть: баня, овин, перекрёсток дорог, прорубь на реке, церковная паперть.