Здание железнодорожного вокзала (улица Октябрьская, дом 5) середины XX века принято на охрану согласно постановлению администрации Новгородской области №104 от 31 мая 2002 года. Входит в комплекс построек железнодорожного вокзала.
Код адреса в адресном реестре Великого Новгорода: 7183. Код улицы в адресном реестре Великого Новгорода: 1530.
Помимо здания вокзала в комплекс входят: южный павильон; северный павильон; служебное помещение «Туалеты»; служебное помещение «Кипяток»; служебное помещение «Кассы»; служебное помещение «Багаж».
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области привела историческую справку на объект культурного наследия регионального значения.
Новгородская железная дорога (узкоколейная) была проложена от станции Чудово Николаевской железной дороги до города Новгорода (всего 68 верст) и открыта 18 мая 1871 года. В 1878 году было пущено движение по продолжению этой ветки от Новгорода до Старой Руссы. В 1916 году была введена в эксплуатацию широкая колея. Одноэтажное деревянное здание железнодорожного вокзала сгорело в годы немецко-фашисткой оккупации.
1 сентября 1944 года было принято постановление правительства «О мероприятиях по восстановлению города Новгорода». Генеральный план послевоенного восстановления был разработан проектной мастерской Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР под руководством академика А.В. Щусева и утвержден Советом Министров РСФСР от 22 декабря 1945 года. Основной идеей авторов было «сделать Новгород не только административно-культурным и промышленным центром области, но и сохранить его как крупнейший памятник древнерусского зодчества».
Историческая композиционная ось города запад-восток от церкви Спаса Преображения через Торг и Кремль должна была завершиться новой вокзальной площадью. По результатам проведенного в 1945 году конкурса был принят проект железнодорожного вокзала. Железнодорожный вокзал станции Великий Новгород построен в 1950-1953 годах по проекту архитектора И.Г. Явейна.
В 1995 году здание железнодорожного вокзала со всем комплексом служебных построек и оградой было поставлено на учет местными органами охраны памятников и включено в списки «вновь выявленных объектов, представляющих архитектурную, историческую или художественную ценность».
Постройки железнодорожного вокзала станции Великий Новгород занимают протяженный участок между путями железной дороги с запада и Вокзальной площадью с востока. В единый комплекс вокзальных построек кроме главного здания входят расположенные вдоль перрона небольшие одноэтажные вспомогательные здания: «Багаж», «Туалеты», «Кипяток», «Кассы». На привокзальной площади сооружены два классических павильона: южный и северный.
Макс Рискин
08.12.2024 16:35
Красивое, хорошее здание. Приятно находиться. Внутри
уютная атмосфера. Туалеты чистые, в отличие от автовокзала. Дай Бог здоровья персоналу. Пользуюсь, когда у меня поездки в Москву и Санкт-Петербург.