Новости

Транспортный архитектор: строительство велодорожек должно вестись не ради велосипедистов, а ради всех жителей города и его гостей

Как велосипед поможет Великому Новгороду стать европейским городом? Московский архитектор предлагает смотреть на город свежим взглядом.

Количество велосипедистов в Великом Новгороде растёт — в тёплое время года это видно невооруженным глазом.

Об отсутствии в городе должной инфраструктуры готовы говорить и общественники, и чиновники. Но объективно воз пока что остаётся на месте.

Схема, предложенная архитектором
Схема, предложенная архитектором

По мнению московского архитектора Сергея Костикова, Великий Новгород — один из немногих русских городов, который при минимальных затратах способен выйти на европейский уровень развития велоинфраструктуры. Изучивший Новгород по просьбе активистов движения «Новый город», Костиков подготовил вариант развития городской велосистемы, а заодно рассказал, какие перспективы это даст Новгороду.

— Сергей, как получилось, что в вопросах велосипедизации обязательно возникает противопоставление — русские города против европейских?

— Налицо две противоположные тенденции: в российском городе в приоритете автотранспорт, в Европе велосипедное и пешеходное движение — альтернативная мобильность. Для европейских городов размера Великого Новгорода велосипедная составляющая очень значительна, за исключением разве что горной местности. А результат везде интересный — отказ от автотранспорта позволяет освободить место и превратить его в общественное пространство. Не раз доказано, что переход от автомобиля к велосипеду способен качественным образом изменить города. В Европе пешеход и велосипедист — на первом месте, на втором — общественный транспорт, на третьем — личное авто.

— У нас строго наоборот…

— И это при том, что в 90-е годы Великий Новгород не двигался в сторону исключительной автомобилизации. Отсутствие ли финансов или градостроительная политика привели к тому, что в городе так и не появились крупные автомагистрали. Улицы всё ещё приспособлены к комфортному движению пешеходов и автомобилей, почти все переходы наземные, нет постоянных пробок. По большому счёту, Новгород — один из самых европейских городов России. Качественно проработав варианты велоинфраструктуры, его можно «вытянуть» на принципиально иной уровень жизни.

— И всё же — с чего начать?

— Любая транспортная система начинается из центра — это и центр тяготения, и распределительный узел. К центральным направлениям легче подсоединять всё то, что строится или уже построено на окраинах города. Тем более что в центре Великого Новгорода места очень много.

— То есть вы предлагаете плясать прямо от Софийской площади?

— От кремля! Почему велодвижение в кремле на сегодняшний день запрещено вовсе, я искренне не понимаю — это совершенно необъяснимо. Велосипед не оставляет колеи, как многотонники, не пылит, не мчится на огромной скорости. Также мне непонятен запрет движения велосипедов по пешеходному мосту. А Ильина улица с её-то скромным автомобильным потоком вполне могла бы стать пешеходно-туристической с велодорожкой — транспорт от этого не пострадает совершенно. Зато взамен мы получим отличную туристическую зону от Знаменского собора до Софийской площади. Главное понять, что строительство велодорожек должно вестись не ради велосипедистов, а ради всех жителей города и его гостей. Велодорожка — это центр рекреационной среды.

— Какие ещё велолучи должны расходиться из центра Новгорода?

— На набережной Александра Невского, которая может стать ещё одной рекреацией, и делать почти ничего не надо, разве что поднять велодорожку на уровень выше от Волхова и далее увести её в Антоново. Ещё один луч от Софийской площади по Чудинцева и Людогощей уйдёт к площади Воинской славы, а затем к железной дороге. Велодорожку по Софийской набережной к театру драмы и гостинице «Интурист» необходимо строить вплоть до существующей системы на Колмовской набережной. Но зато этот путь будет хорошей альтернативой движению по Большой Санкт-Петербургской улице. Ещё одно важное направление — дорожка на Псковскую улицу с пересечением улицы Белова. В Западном районе необходимо предпринять ряд мер по понижению бордюров, установке спецпандусов. Часть движения можно организовать по дворам.

— Понятно, что из ниоткуда место для велодорожек не возьмётся. Кого «урезать» — автомобилистов или пешеходов?

— Судя по тому, что я сейчас вижу, у проектировщиков есть возможность расширить тротуары, где-то придётся забрать место у парковок. В любом случае о строительстве сложных, дорогостоящих инженерных сооружений речь не идёт. Новгородские тротуары в сравнении с московскими гораздо шире, а поток пешеходов, шагающих по ним, в десятки раз меньше. Можно потесниться. Агрессивно настроенным горожанам хочется напомнить и то, что велосипедист приносит городу гораздо меньше ущерба, чем автотранспорт. Другое дело, что и велосипедист, двигающийся по тротуару, должен делать это медленно, соблюдая ряд ограничений. В общем, на первом этапе необходимы «жертвы» с обеих сторон, но взамен город получит полноценную дополнительную систему движения.

Мария Клапатнюк, «Новгородские Ведомости»
Интервью полностью: Курс на Запад.

Наверх