Транспортный архитектор: строительство велодорожек должно вестись не ради велосипедистов, а ради всех жителей города и его гостей

Как велосипед поможет Великому Новгороду стать европейским городом? Московский архитектор предлагает смотреть на город свежим взглядом.

Как велосипед поможет Великому Новгороду стать европейским городом? Московский архитектор предлагает смотреть на город свежим взглядом.

Количество велосипедистов в Великом Новгороде растёт — в тёплое время года это видно невооруженным глазом.

Об отсутствии в городе должной инфраструктуры готовы говорить и общественники, и чиновники. Но объективно воз пока что остаётся на месте.

Схема, предложенная архитектором
Схема, предложенная архитектором

По мнению московского архитектора Сергея Костикова, Великий Новгород — один из немногих русских городов, который при минимальных затратах способен выйти на европейский уровень развития велоинфраструктуры. Изучивший Новгород по просьбе активистов движения «Новый город», Костиков подготовил вариант развития городской велосистемы, а заодно рассказал, какие перспективы это даст Новгороду.

— Сергей, как получилось, что в вопросах велосипедизации обязательно возникает противопоставление — русские города против европейских?

— Налицо две противоположные тенденции: в российском городе в приоритете автотранспорт, в Европе велосипедное и пешеходное движение — альтернативная мобильность. Для европейских городов размера Великого Новгорода велосипедная составляющая очень значительна, за исключением разве что горной местности. А результат везде интересный — отказ от автотранспорта позволяет освободить место и превратить его в общественное пространство. Не раз доказано, что переход от автомобиля к велосипеду способен качественным образом изменить города. В Европе пешеход и велосипедист — на первом месте, на втором — общественный транспорт, на третьем — личное авто.

— У нас строго наоборот…

— И это при том, что в 90-е годы Великий Новгород не двигался в сторону исключительной автомобилизации. Отсутствие ли финансов или градостроительная политика привели к тому, что в городе так и не появились крупные автомагистрали. Улицы всё ещё приспособлены к комфортному движению пешеходов и автомобилей, почти все переходы наземные, нет постоянных пробок. По большому счёту, Новгород — один из самых европейских городов России. Качественно проработав варианты велоинфраструктуры, его можно «вытянуть» на принципиально иной уровень жизни.

— И всё же — с чего начать?

— Любая транспортная система начинается из центра — это и центр тяготения, и распределительный узел. К центральным направлениям легче подсоединять всё то, что строится или уже построено на окраинах города. Тем более что в центре Великого Новгорода места очень много.

— То есть вы предлагаете плясать прямо от Софийской площади?

— От кремля! Почему велодвижение в кремле на сегодняшний день запрещено вовсе, я искренне не понимаю — это совершенно необъяснимо. Велосипед не оставляет колеи, как многотонники, не пылит, не мчится на огромной скорости. Также мне непонятен запрет движения велосипедов по пешеходному мосту. А Ильина улица с её-то скромным автомобильным потоком вполне могла бы стать пешеходно-туристической с велодорожкой — транспорт от этого не пострадает совершенно. Зато взамен мы получим отличную туристическую зону от Знаменского собора до Софийской площади. Главное понять, что строительство велодорожек должно вестись не ради велосипедистов, а ради всех жителей города и его гостей. Велодорожка — это центр рекреационной среды.

— Какие ещё велолучи должны расходиться из центра Новгорода?

— На набережной Александра Невского, которая может стать ещё одной рекреацией, и делать почти ничего не надо, разве что поднять велодорожку на уровень выше от Волхова и далее увести её в Антоново. Ещё один луч от Софийской площади по Чудинцева и Людогощей уйдёт к площади Воинской славы, а затем к железной дороге. Велодорожку по Софийской набережной к театру драмы и гостинице «Интурист» необходимо строить вплоть до существующей системы на Колмовской набережной. Но зато этот путь будет хорошей альтернативой движению по Большой Санкт-Петербургской улице. Ещё одно важное направление — дорожка на Псковскую улицу с пересечением улицы Белова. В Западном районе необходимо предпринять ряд мер по понижению бордюров, установке спецпандусов. Часть движения можно организовать по дворам.

— Понятно, что из ниоткуда место для велодорожек не возьмётся. Кого «урезать» — автомобилистов или пешеходов?

— Судя по тому, что я сейчас вижу, у проектировщиков есть возможность расширить тротуары, где-то придётся забрать место у парковок. В любом случае о строительстве сложных, дорогостоящих инженерных сооружений речь не идёт. Новгородские тротуары в сравнении с московскими гораздо шире, а поток пешеходов, шагающих по ним, в десятки раз меньше. Можно потесниться. Агрессивно настроенным горожанам хочется напомнить и то, что велосипедист приносит городу гораздо меньше ущерба, чем автотранспорт. Другое дело, что и велосипедист, двигающийся по тротуару, должен делать это медленно, соблюдая ряд ограничений. В общем, на первом этапе необходимы «жертвы» с обеих сторон, но взамен город получит полноценную дополнительную систему движения.

Мария Клапатнюк, «Новгородские Ведомости»
Интервью полностью: Курс на Запад.