Павел Морозов: органы местного самоуправления должны разработать комплекс мероприятий по развитию велодвижения в городе, включая создание городской велотранспортной инфраструктуры

Органы местного самоуправления должны разработать комплекс мероприятий по развитию велодвижения в городе, включая создание городской велотранспортной инфраструктуры, позволяющей жителям Великого Новгорода использовать велосипед как полноценное транспортное средство для ежедневных всесезонных поездок на работу, учебу, за покупками и в иных целях, а также обеспечение условий для интеграции велосипедного движения в транспортную и градостроительную структуру Великого Новгорода.

Актуальность организации на территории Великого Новгорода веломаршрутной сети стоит как нельзя остро и соответствует основным направлениям государственной транспортной политики, определенным: транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12 мая 2005 года № 4, в соответствии с которой к основным направлениям государственной транспортной политики относится развитие транспортной инфраструктуры, включающая устройство пешеходных и велосипедных дорожек вдоль автомобильных дорог, проходящих через населенные пункты; транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года
№ 1734-р, в соответствии с которой одной из задач определяется развитие инфраструктуры для повышения пешеходной и велосипедной доступности объектов городских агломераций; стратегией социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года, утвержденной законом Новгородской области от 09 июля 2012 года № 100-ОЗ, в соответствии с которой предусматривается строительство и выделение отдельных полос на существующих дорогах в пределах городской черты для исключительного движения велосипедов, строительство множественных велопарковок.

В соответствии с вышеизложенным, органы местного самоуправления должны разработать комплекс мероприятий по развитию велодвижения в городе, включая создание городской велотранспортной инфраструктуры, позволяющей жителям Великого Новгорода использовать велосипед как полноценное транспортное средство для ежедневных всесезонных поездок на работу, учебу, за покупками и в иных целях, а также обеспечение условий для интеграции велосипедного движения в транспортную и градостроительную структуру Великого Новгорода.

В новых районах города проблем с велодвижением не будет, поскольку планировка новых территорий предполагает схему организации улично-дорожной сети, включающую схему размещения парковок, схему велосипедных дорожек и схему движения транспорта по соответствующей территории.

Но что касается старых районов города, то возможность организации на них веломаршрутной сети требует детальной проработки. Многие улицы в центральной части города не приспособлены для передвижения на велосипедах, а ввиду большой загруженности улично-дорожной сети (как автомобилями, так и пешеходами) создание на них велодорожек, велополос в соответствии с существующими ГОСТами и СНИПами, невозможно. В соответствии с ПДД возможно движение по краю проезжей части.

Отдельный вопрос — велопарковки. Далеко не все собственники социально-значимых объектов, объектов для ведения торговли, объектов сферы услуг, бытового обслуживания благоустраивают закрепленные за ними территории велопарковками. Но органы местного самоуправления могут на основании пункта 25 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, предъявить к ним соответствующие требования по размещению и содержанию велостоянок согласно Правил благоустройства территорий Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18 ноября 2008 года № 230.

В соответствии с Генеральным планом Великого Новгорода в качестве приоритетных направлений, помимо прочего, определено развитие дорожно-транспортной инфраструктуры. В целях ее развития в составе Генерального плана утвержден дорожно-транспортный раздел, который учитывает направления развития велосети. В целях развития велодвижения при корректировке документа территориального планирования, в части дорожно-транспортного планирования, будут учитыватся и отображаться велонаправления необходимые городу в развитии во времени.

Обеспечить финансирование для выполнения вышеуказанных задач можно только программным методом, с определением мероприятий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

По результатам открытого голосования, проведенного велосообществом выявлены основные маршруты, необходимые велосипедистам Великого Новгорода в первую очередь. Это веломаршруты, связывающие Западный район с Центром города, Центр города – Юрьево; Деревяницы – Центр города.

Результаты открытого голосования по данным на 3 сентября
Результаты открытого голосования по данным на 3 сентября

На сегодняшний день можно рассмотреть создание веломаршрутов первой очереди, организация которых не потребует значительных затрат. Это маршрут от района Антоново, пролегающий через парк 30-летия Октября, далее по набережной Александра Невского и через пешеходный мост в Кремлевский парк (2014 год), а так же направления от улицы Мерецкова-Волосова, далее по улицам Большая Власьевская, Орловская, по дороге к «быкам», по берегу реки Волхов до Юрьева монастыря (2014-2015 годы). Во второй очереди обустройство для велодвижения Юрьевского шоссе (2015-2016 годы).

Схема первоочерёдных веломаршрутов в городе
Схема первоочерёдных веломаршрутов в городе

Дополнительно на прорабатываемых участках можно предложить следующие веломаршруты:

  1. от улицы Зелинского через улицу Космонавтов, далее по улице Новолучанская (2014 г.);
  2. по улице Ломоносова (2014-2015 г.г.);
  3. по улице Нехинская в сторону д. Новая Мельница (2014-2015 г.г.);
  4. по улице Великая и далее по территории Старого Порта (2015 г);
  5. в составе пешеходной зоны от улицы Кочетова в строну дачного массива (2014 г.);
  6. по улице Попова через бульвар Юности, Привокзальную площадь, центральную аллею Воскресенского бульвара, сквер Воинской Славы, улицу Чудинцева (улица Людогоща) в Кремлевский парк (2014-2015 г.г.);
  7. через пешеходный мост по улице Ильина (2014-2015 г.г.);
  8. по улице Федоровский Ручей, далее по автодороге в строну выезда на Москву (2014-2015 г.г.);
  9. по улице Московская (2014-2015 г.г.);
  10. по улице Черняховского через Десятинный монастырь, далее по улице Добрыня в Кремлевский парк;
  11. вдоль реки Веряжка в Западном районе.

В составе строящихся автодорог предлагаются следующие веломагистрали:

  • по улице Космонавтов (2015-2016 г.г.);
  • по проспекту Мира, далее по улице 8-го Марта и Юрьевскому шоссе (2015-2019 г.г.);
  • по улице 20-го Января (2015-2016 г.г.) ;
  • по улице Каберова-Власьевская (2015-2019 г.г.);
  • по улице Луговая (2019 г.);
  • по улице Советской Армии (2019 г.);
  • по улице Б. Московская (2019 г.);
  • по улице Хутынская со строительством тротуара (2014 – 2015 г.г.);
  • по Колмовской набережной между мостами Колмовский и 3-й строящийся (2019 г.).

Павел Морозов, вице-мэр Великого Новгорода
Материал полностью размещён в блоге Константина Хиврича: План развития велосипедного движения в Великом Новгороде.

Комментарии

Самый нагруженный маршрут движения пассажиров,- по БСП-улице. Автобус №9 и другие. Но, в проектах веломаршрутов он даже не упоминается. Движение велосипедистов по достаточно широким тротуарам улицы, уже сейчас,- относительно интенсивное. Первый веломаршрут, согласно логике, нужно строить именно там. Или я чего-то не понимаю?