В мэрии не могут принять законы, обеспечивающие безопасное хранение велосипедов

В мае этого года проект Let’s bike it! провёл опрос, в котором приняли участие более 5 тысяч человек. Результаты опроса показали, что более 30% людей, желающих ездить на велосипеде по своим делам ежедневно, не делают этого, так как боятся кражи велосипеда. В связи с этим мы подготовили обращение в Администрацию Великого Новгорода, где предложили принять ряд законов обеспечивающих безопасное хранение велосипедов.

В мае этого года проект Let’s bike it! провёл опрос, в котором приняли участие более 5 тысяч человек. Результаты опроса показали, что более 30% людей, желающих ездить на велосипеде по своим делам ежедневно, не делают этого, так как боятся кражи велосипеда. В связи с этим мы подготовили обращение в Администрацию Великого Новгорода, где предложили принять ряд законов обеспечивающих безопасное хранение велосипедов.

Первый закон, обязывающий владельцев офисных зданий предоставить возможность оставлять велосипеды в офисах или организовать крытую безопасную велопарковку в самом здании или неподалёку. Подобный закон принят в Нью-Йорке (Bicycle Access to Office Buildings Law).

Второй закон, обязывающий организаторов всех массовых мероприятий, с аудиторией более 100 человек, обеспечить бесплатную охраняемую велосипедную парковку. Подобный закон принят в Буэнос-Айресе.

Третий закон, обязывающий владельцев публичных автомобильных паркингов принимать велосипеды по стоимости не выше 10% от стоимости для автомобиля. Подобный закон принят в Боготе, Буэнос-Айресе и ряде других городов мира.

Принятие данных законов позволило бы существенно и без больших затрат для города повысить привлекательность велосипеда в качестве транспортного средства. Как известно, имеющиеся в Великом Новгороде уличные велосипедные парковки не могут в полной мере решить проблему безопасного хранения велосипеда, так как служат скорее для краткосрочных целей (зайти в магазин или кафе).

Придомовое хранение велосипедов в Тампере (Финляндия)
Придомовое хранение велосипедов в Тампере (Финляндия)
Фото из архива движения «Новый город»

Однако в ответе мэрии, который мы получили на днях, сообщается о невозможности принятия таких законов на уровне города.

— В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, при этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. — Говорится в ответе на обращение. — Вопросы местного значения городского округа определены статьей 16 указанного Федерального закона; согласно данной статье у органов местного самоуправления городского округа нет полномочий по принятию нормативных правовых актов по решению вопросов, указанных в Вашем обращении.

В ответе также сослались на неприкосновенность собственности и недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела.

— В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на неприкосновенности собственности, свободы договора, а также недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Таким образом, владельцы публичных автомобильных паркингов свободны при осуществлении хозяйственной деятельности и установлении стоимости оказываемых ими услуг.