В минувшие выходные в Великом Новгороде прошла акция «Велосветлячки». Около 130 велосипедистов, украсивших свои транспортные средства фонариками и светодиодной подсветкой, проехали по центральным улицам города. В Великом Новгороде организацией заезда и многих других подобных акций занимается проект «Велосипедизация Великого Новгорода». Создателем и куратором сообщества является новгородец Евгений Нефедов.
Интервью полностью: Евгений Нефедов: необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом.
Евгений Нефедов, куратор проекта «Велосипедизация Великого Новгорода»
— Расскажи о направлениях деятельности сообщества?
— Мы занимаемся популяризацией наших идей через различные акции. С помощью сайта ведем просветительскую деятельность, рассказывая, как подобные проблемы решаются в других городах, проводим занятия Велошколы. Взаимодействуем с местной властью, направляя свои рекомендации по созданию велодорожек. На недавней встрече с представителями городской думы, вице-мэрами, ГИБДД, руководством строительных предприятий было решено создать межведомственную комиссию по развитию велосипедной инфраструктуры. Возможно, она начнет свою работу уже в апреле. Мы надеемся, что это позволит ускорить взаимодействие активистов и чиновников. Необходимо разработать концепцию, в которой будут системно прописаны не только необходимые меры, но и конкретные сроки.
— Основной элемент велосипедной инфраструктуры — велодорожка. Какой она должна быть?
— Во-первых, обособленной и от проезжей части, и от тротуара. Также она должна содержать необходимые знаки, плавные съезды. У нас пока такой вариант реализован только на Колмовской набережной. В большинстве же случаев велодорожка представляет собой отделенную краской узкую полоску тротуара. А для того, чтобы могли «разойтись» два велосипедиста, необходимо отгородить, как минимум, полтора метра. Единственная возможность создать велодорожку на уже существующей улице предоставляется в случае ее реконструкции. При строительстве новых районов велодорожки должны закладываться в план изначально. Хватает и проблемных участков на наших тротуарах: например, поворот с ул. Октябрьской на ул. Нехинскую, огибающий автовокзал. Или не слишком удобный железнодорожный переезд на той же Нехинской. Думаю, в этом году мы совместно с «Новым городом» (некоммерческий проект по благоустройству Великого Новгорода – прим. ред.) проведем на этом участке исследование, чтобы определить, насколько он популярен у велосипедистов. На ул. Космонавтов велодорожка запланирована, но только на отрезке от Зелинского до Боткина.
— Проводите ли вы организованные выезды на спортивные соревнования?
— Честно говоря, я не считаю езду на велосипеде спортом. Хотя, конечно, различные направления велоспорта широко развиты: BMX, горный, шоссейный. Но этим занимается областная федерация велоспорта, а я рассматриваю велосипед именно как средство передвижения по городу — для поездок к друзьям, отдыха, прогулок и даже туризма. Например, существует Национальный велопробег, соединяющий Москву и Санкт-Петербург. Он проходит в стороне от трассы. В прошлом году прошел велопробег «Великий Новгород – Шимск – Сольцы – Порхов – Псков», приуроченный к III Русским Ганзейским дням. В Европе развита сеть туристических маршрутов «Евровело». В ней не всегда используются велодорожки, но даже в том случае, когда они не предусмотрены, есть знаки, помогающие велосипедистам ориентироваться. К сожалению, на границе с Россией эта сеть обрывается.
— Занимаетесь ли вы разработкой туристических веломаршрутов?
— Конечно, у нас есть много интересных мест в городе и окрестностях, куда можно выехать на велосипеде. Пока мы выкладываем маршруты на наш сайт
— Каким образом объединились акции «Час земли» и «Велосветлячки»?
— «Час земли» — это экологическая акция, призывающая ненадолго выключить источники света, питающиеся от энергосети. Мы пользуемся этим моментом и зажигаем, так сказать, автономные огни. Так как 2014 год провозглашен в России Годом культуры, мы решили со своей стороны поддержать культуру передвижения на велосипеде. Это напрямую касается освещения, которое обязательно должно использоваться в темное время суток. Часто велосипедистов сбивают именно потому, что не замечают.
Велосветлячки 2014
— Расскажи о планах вашего сообщества на этот год?
— Основные акции пройдут в мае. Так, мы готовим мероприятие ко Дню Победы. В середине месяца пройдет Единый день велосипедных действий, а в конце — совместная выставка с проектом «Новый город», в рамках которой пройдут семинары и встречи с экспертами. И уже осенью, в сентябре, мы планируем присоединиться к Международной неделе альтернативных видов транспорта.
— Что бы ты посоветовал начинающим новгородским велосипедистам?
— Необходимо все-таки знать Правила дорожного движения. Например, запрет пересекать проезжую часть по пешеходному переходу «верхом» на велосипеде вполне обоснован — в случае возникновения угрозы столкновения вы просто не сможете сдать назад. К сожалению, до недавнего времени правила предписывали велосипедистам перемещаться только по проезжей части, хотя это далеко не всегда безопасно. Но буквально на днях, 30 марта, в ПДД были внесены изменения, позволяющие ездить и по тротуару. Лучше использовать шлем — в случае падения он защитит вас от травм. Ну и конечно, не забывать об освещении.
— Люди какого возраста предпочитают пользоваться велосипедом, а не автомобилем или общественным транспортом?
— Понятно, что в различных акциях в основном участвует молодежь — ей это интересно. Но каждое утро таким образом добираются до своего рабочего места люди самого разного возраста. А пенсионеры, например, ездят на дачу. Кстати, в этом году будет разрабатываться проект реконструкции Нехинской улицы на участке от Кочетова до Новой Мельницы, и там велодорожка просто необходима. На данный момент там нет даже тротуара.
— Насколько реально заставить человека выйти из машины и пересесть на экологически чистый транспорт?
— Я думаю, не нужно никого заставлять. На данный момент необходимо устранять препятствия, мешающие пользоваться велосипедом. Например, многим негде хранить его дома, как негде оставить и на работе. Этим могли бы озадачиться и организации, и управляющие компании. Чем меньше останется препятствий, тем больше людей могли бы сделать выбор в пользу экологии и отказаться от ежедневного стояния в пробках.
Анна Огороднийчук, «53 Новости»
Фото Ольги Михалевой
Интервью полностью: Евгений Нефедов: необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом.