Новости

Евгений Нефедов: проблема придомового хранения велосипедов сдерживает развитие велосипедного движения

Мы говорим о развитии велосипедного движения, как об альтернативе автомобилям. Чтобы люди для передвижения по городу в большинстве случаев выбирали велосипед, а не автомобиль, передвижение на велосипеде должно быть действительно удобным, как и вопросы связанные с эксплуатацией велосипеда не должны вызывать трудностей. Поэтому важно понять, с какими проблемами встречаются велосипедисты, что становится препятствием для использования велосипеда остальными горожанами. Одна из таких проблем – несомненно, проблема придомового хранения велосипедов.

Хранение велосипедов в подъезде многоквартирного дома
Хранение велосипедов в подъезде многоквартирного дома

Нормы проектирования жилых зданий давно нуждаются в изменениях. Это касается не только стоянок для велосипедов, но и автостоянок, каналов для коммуникаций связи, спортивных площадок, площадок для выгула собак. Но сейчас о велостоянках. Представим себе семью из двух человек, живущую на девятом этаже многоквартирного дома в однокомнатной квартире с балконом и имеющую два велосипеда. Для использования этих велосипедов в транспортных целях необходимо ежедневно спускать и поднимать велосипед в маленьком лифте, затаскивать велосипед через квартиру в узкие дверные проёмы на балкон, при этом балкон уже не может использоваться как либо ещё. И это ещё не самый худший расклад.

Вот что пишет по этому поводу Антон Буслов, московский специалист по транспорту: «В наших высотных типовых домах мягко говоря не предусмотрено нормальной инфраструктуры для хранения велосипеда. Хранить в квартире велосипед, предназначенный для транспортных целей, практически не реально (если речь не идет о квартире на первом этаже — да и то сомнительно). Дело в том, что затраты на его подъем/спуск — это и время затраты и затраты сил. Одно дело если это велосипед для активного отдыха, который берет молодой человек на выходной для велопрогулки. Но другое дело, когда его надо каждый день таскать туда-сюда женщине средних лет. Мэрия Москвы приложила исключительные усилия к тому, чтобы делать во дворах бесплатные автомобильные парковки, но она не сделала ничего, чтобы сделать во дворах велосипедные стоянки для хранения велосипедов. Отсутствие таких стоянок не проблема в малоэтажной застройке типичной для европейских или американских пригородов — там есть все возможности для хранения велосипеда. Но у нас вопрос его хранения в доме — это исключительно острый вопрос, требующий системного решения. Поэтому во дворах необходимо возведение стоянок для велосипедов: причем в данном случае уже защищенных, как от осадков, так и от воров».

Отсутствие места в квартире для хранения велосипеда
Отсутствие места в квартире для хранения велосипеда

Помещения для хранения велосипеда в доме или рядом с домом, но не в квартире, важны для создания условий для развития велодвижения. Доступность таких помещений технически позволит людям приобрести и содержать дешевый велосипед, который им не страшно будет оставить в точке назначения. Позволит держать несколько недорогих велосипедов на семью и легче получать доступ к своему велосипеду для повседневных поездок (не надо тащить велосипед по лестнице или спускать в узком неудобном лифте, занимать место для хранения велосипедов в квартирах).

Вынужденное хранение велосипедов на лестничной площадке многоквартирного дома
Вынужденное хранение велосипедов на лестничной площадке многоквартирного дома

Варианты решения проблемы предлагает «Методика проектирования локальной велосипедной сети», разработанная Открытой лабораторией Город (Санкт-Петребург): «Такими помещениями могут быть: велогараж во дворе, крытая зарешёченная велопарковка, помещение на первом этаже дома, стойки для пристегивания велосипедов в фойе закрывающегося подъезда. Для старых домов, вероятно, более реалистичны решения во дворах или крытые зарешёченные велоящики около стены дома. Доступ в такие помещения может быть общим для всех жителей дома или подъезда (подобно кодовому замку в подъезд), но внутри должны быть предусмотрены возможности пристегнуть велосипед индивидуальным замком. Желательно найти возможности установки и содержания таких помещений за счет ЖЭКов».

Разумеется, нужно позаботиться об эстетичности таких конструкций у домов. В Великом Новгороде есть документ «Правила благоустройства территории Великого Новгорода», который мог бы регламентировать эти вопросы.

Евгений Нефедов, куратор проекта «I bike Novgorod»
Фото: Евгений Нефедов

Материалы по теме в СМИ: Новгородские велосипедисты предложили чиновникам строить велогаражи во дворах домов; Чиновники и любители двухколёсного транспорта обменялись мнением по развитию велоинфраструктуры в Великом Новгороде.

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх