170 дней в полной темноте: почему после поездки в Аджимушкай я три дня не могла прийти в себя
Тяжелые кадры
Я видела много мемориалов, но Аджимушкайские каменоломни под Керчью — это место за пределами понимания. Я ездила туда еще до 2020 года, но те ощущения до сих пор со мной. Как журналист, я привыкла работать с сухими фактами, но здесь они бьют под дых. Это страшнее любого художественного вымысла, потому что за каждой деталью стоит реальная человеческая жизнь.
Весной 1942 года более 13 тысяч человек — израненные солдаты и мирные жители — ушли под землю под натиском врага. Они превратили холодные катакомбы в настоящую крепость и держались 170 дней. Внутри всегда сыро и холодно, а стены до сих пор черные от копоти факелов.
Самое жуткое под землей — это жажда. Немцы засыпали все колодцы снаружи. Люди собирали конденсат со стен по каплям, а потом вручную выдолбили в скале колодец глубиной 16 метров. Только представьте этот труд в полной темноте и под обстрелами.

Когда защитников начали травить газом, они строили перегородки, задыхались, но передавали в эфир: «Умираем, но не сдаемся». В одной из пещер я увидела тысячи мягких игрушек. Их приносят современные дети в память о тех малышах, которые навсегда остались в этом подземелье. Из тринадцати тысяч человек выжили единицы.
Для меня эта поездка стала уроком стойкости. Такие места помогают заземлиться и по-другому взглянуть на свои повседневные проблемы. Это напоминание о том, какую цену люди платили за право просто дышать.
Мнение эксперта
Марина Умрихина, генеральный директор Восточно-Крымского музея-заповедника:
«Аджимушкай — это уникальный пример коллективного героизма. Люди сражались в нечеловеческих условиях, без света и еды, под постоянными газовыми атаками. Оборона каменоломен сковала значительные силы противника и сорвала планы вермахта на этом участке фронта. Это не просто музей, это место силы и вечной памяти».
Ранее мы рассказывали об удивительном российском круизе на поезде.
