«Мальская долина» является горнолыжным комплексом и парком активного отдыха, расположена на северо-западном берегу Мальского озера в деревне Рогово, в 35 км от Пскова, также является памятником природы с уникальным рельефом.
Прежде чем приступить к работе, был проведён анализ территории. В анализ вошло: существующее функциональное зонирование, транспортно-пешеходная ситуация, существующие виды спорта в парке «Мальская долина».
В ходе исследования были выявлены следующие особенности и недостатки территории:
1. Отсутствие входной инфраструктуры, отсутствие связи с набережной;
2. Концентрация функций в центральной зоне парка и отсутствие благоустройства на периферии;
3. На данный момент парк сфокусирован на активный отдых, в основном зимние виды спорта, что в свою очередь ограничивает круг пользователей.
Исследование показало, что территория имеет хороший природный потенциал и может развиться до многофункционального парка.
Концепция. В основу концепции легли следующие принципы:
1. Развитие территории до многофункционального парка поэтапно:
Первый этап – развитие входной группы.
Второй этап – развитие рекреационных зон.
Третий этап – развитие жилой зоны
Четвертый этап – развитие зоны набережной
2. Благоустройство территории парка и создание единой стилистики между всеми объектами.
3. Отражения духа места в современной трактовке. Для этого многие приемы и формы были взяты из древней архитектуры Пскова. В основу приемов в проекте легли: настил псковских башен, ритм окон и бойниц, материалы, цветовая гамма и сами формы архитектуры древнего города.
Поэтому основной задачей проекта стало организация среды и введение новых функций в существующий парк.
Функциональное зонирование. В основу функционального зонирования легли выводы из исследования. В существующей ситуации инфраструктура парка недостаточно развита и задействована не вся территория. Проектом предлагается увеличить количество функциональных зон, тем самым дополнив уже существующие.
Так как в существующем парке «Мальская долина» развита только зона активного отдыха, акцент в проектной работе больше сделан на зоны жилья и тихого отдыха.
Транспортная ситуация. Проектное решение предполагает минимизацию автомобильного транзита через парковую территорию. Поэтому они вынесены на периферию парка. Транспортный транзит предполагает проезд пожарной спецтехники в случае чрезвычайных ситуаций и подъезд обслуживающего транспорта.
Основная гостевая парковка на 29 машиномест располагается на въезде в парк. Также существует парковка на 24 машиноместа в районе хостела и внутри парковые места стоянки для 4 автодомов и 4 мини-парковки по 5 машиномест в зоне модульных домов.
При проектировании пешеходного транзита в основу легли следующие принципы: организация пешеходных взаимосвязей на основе спроектированных точек притяжения; функциональное разделение целевого и прогулочного транзита (тропа для скандинавской ходьбы, тропа через камыши); были учтены существующий рельеф и лесные массивы; также создание вертикальной связи верхней части парка и нижней с помощью лестницы и пандуса.
Велосипедный транзит представляет собой кольцевую дорогу, проходящую через основные функциональные блоки.
Перейдём более подробно к этапам развития
Первым этапом стало создание входной группы. Располагается в северо-западной части, начало парка. Входная зона состоит из информационного павильона прилегающей зоны отдыха, туалета.
Рекреационная зона. Располагается в лесном массиве от входной группы до хостела и модульных домов (с севера-запада до западной части парка). Протяженность зоны 150 метров. В неё входит: спортивная площадка, место для занятий йогой, тропа для скандинавской ходьбы и велосипедная дорожка, беседки и гамаки.
Жилая зона. Разбилась на хостел и кемпинг и модульные дома. Располагаются в центре парка, среди редкого лесного массива.
Хостел и зона кемпинга представляет собой питчи для автодомов и питчи для палаток, так же у них имеется площадка для слива/залива. Душ, туалет и общественная зона в хостеле.
Хостел представляет собой жилые ячейки 8,5 на 3,5 метра. Всего в хостеле 13 двухместных ячеек, они разбиты на два блока и ориентированы таким образом, чтобы из каждой открывался уникальный вид на лес. Один из номеров имеет выход на террасу. К одному из блоков добавлена общественная функция. Блоки хостела объединены общей площадкой с зоной кострища и локальными местами для отдыха и площадкой для барбекю.
Модульные дома расположены вблизи склона. Модульные дома делятся на 3 вида: S, M и S на склоне. S – дом на 2 человек. Дом M рассчитан на 4. Дом S на склоне – это дом, который частично расположен на склоне. Все модульные дома похожи и имеют свои площадки с зоной барбекю. Так же на территории домов располагается детская площадка: большая песочница, качели и встраиваемые батуты.
Следующий этап – благоустройство набережной. Находится внизу долины на берегу Мальского озера. Включает в себя вертикальную связь в виде лестницы и пандуса. Набережная включает в себя: прокат лодок, наблюдательную площадку, место для купания, пешую тропу через камыши, а также место для рыбалки.
– На набережную можно попасть через основную лестницу и пандус, он является прогулочным, частично зашит экранами от ветра, в середине имеет остановочную площадку.
– Место проката лодок представляет общественную и административную функцию.
– Смотровая площадка – двухэтажное сооружение, по функции напоминает беседку, 1 этаж – полузакрытое помещение, где можно посидеть и отдохнуть, 2 этаж – смотровая площадка.
– Место для купания. Есть возможность спуска в воду. На ней есть шезлонги и сетка, встроенная в пирс.
– Тропа через камыши. Представляет из себя пешеходный транзит, на котором есть остановочные площадки и места для рыбалки
Расширения парка «Мальская Долина» до многофункционального парка позволит привлечь новые категории посетителей, а благоустройство территории повысит статус места. Задача проекта сохранить окружающую среду уникальной территории парка, но при этом внести в неё благоустройство и эстетичность, а также сделать парк более доступным для всех посетителей парка.