Сформированные городские пространства, физически и морально устарели. Утерян эстетический вид. В век технологий нужна перезагрузка, новый дизайн код для городских пространств. Для того, чтобы создать современное, насыщенное пространство, в котором человек XXI века будет комфортно себя чувствовать мы с предлагаемым проектом обращаемся к спекулятивной архитектуре.
Спекулятивная архитектура — это направление мысли исследует сценарий будущего в городах и то как технологии влияют на города.
Для проектирования был выбран квартал 106 в городе Великий Новгород. Квартал располагается за пределами вала Окольного города, в социально развитой части территории города, рядом расположены крупные точки притяжения: университет, торговые центры «Русь» и «Волна». В данном районе развита транспортно-пешеходная сеть с главной улицей города Большая Санкт-Петербургская. Улица Германа является связью между вокзалом и главной улицей города. В связи с изменением образа жизни жителей городов выявлено несколько проблем на участке проектирования:
1) Нет среды для комфортного пребывания человека.
2) Объект исторического наследия не акцентирован.
3) Хаотичное расположение внутриквартальной застройки.
4) Не вписывающиеся в территорию функции.
Задачей проекта было создать новый сценарий и игровую структуру с целью побудить людей выйти на улицу, где история рассказывается через архитектурные игрушки. Играющая архитектура способна пробудить интерес людей к участию в формировании окружающей среды.
Проектом предлагается создать новый мир — перезагрузку, позволяющую ввести новые правила и оживить среду с помощью игры.
Внешнее комплексное решение
Проектом предлагается создать две противоположности в пределах улиц Большая Санкт-Петербургская и Новолучанская. Первую преобразуем в улицу современного города, а вторую — в улицу периферийного района с созданием многоуровневого огорода для жителей квартала.
Проектом предлагается выведение машин из внутридворовых пространств. Таким образом создается единый многоуровневый гараж для жителей данного квартала.
В проекте заложен дизайн код для застройки — это развитие материала, от дерева к бетону. Выбрано три основных материала: дерево, кирпич, бетон. А также три приёма в формировании внешнего облика зданий. В проектируемых дворах используется один основной материал и два дополнительных.
Внутренние решение
Создаем новое пространство — путешествие из одного двора в другой — это пространственная история от воды к суше. В проекте заложено три пространства: двор бассейн, двор квартира, двор паутина. История начинается с воды. Сплавляясь по воде человек попадет на новую территорию, начинает её застраивать, возникает социальная паутина, все разрастается стремительно и хаотично словно паразит.
Представьте, что любой предмет может быть переосмыслен, как нечто масштабное, или наоборот, что-то гигантское может стать маленькой её деталью. Элементы, которые вовлекают жителей, обладая особенными способностями создавать собственные пространственно-временные условия.
Проектируемые пространства имеют свою тематику, в каждом из которых продуман принцип формирования участка. Система состоит из одного основного элемента и нескольких второстепенных.
Двор бассейн: Что, если бассейн увеличить в масштабах и наполнить его шарами, которые можно перемещать по всему проектируемому участку и при этом бассейн выполняет ещё и функцию коробки с игрушками. Игрушки, выполненные в образах силуэта известных новгородских построек.
Двор квартира: Проектом предлагается перенести домашний уют на улицу. Ассоциируется уют у людей по-разному, например, у кого-то — это тусклый свет абажура, у которого мы сидим и читаем книгу попивая чай или это тарелка супа, которая превращается в скалодром где резвятся дети. Многие дети, играя во дворе попадали в окно мячом, но теперь воротами может стать стена с проемами, а футбольное поле и вовсе перестанет быть полем, а, например, шкаф для игрушек может стать павильоном, в котором можно спрятаться. Каждый ребёнок мечтает о большом доме для кукол, который может стать пространством детской комнаты.
Двор паразит: это единый организм, который собирает в себе людей разных возрастов и интересов где каждый может найти здесь себе увлечение. Архитектурная платформа — это место коллабораций. Здесь вы можете повалятся в гамаке, позаниматься спортом, поиграть или уединится.
У каждого объекта есть своя схема действий:
1) В зависимости от погодных условий объекты меняются или дополняются другими элементами. Объект бассейн с шариками зимой превращается в ледовую арену, при ненадобности игрушки прячутся в конструктивную коробку.
2) В пересечении различных действий возникают новые формы объектов.
Создав, проектируемое пространство мы создадим комфортную среду для жителей квартала с которым они могут взаимодействовать, так как архитектура в данном месте — это живой организм, который является регулятором общественной и частной жизни.