Человек видит белый велосипед — это значит, что он ничей. Его можно взять, доехать куда нужно, прислонить к стеночке и пойти дальше, а после велосипедом сможет воспользоваться кто-нибудь другой.
Мы не будем никак отслеживать велосипеды, но всеми возможными для нас способами собираемся следить за их техническим состоянием и наличием в городе. Идея проста: видишь велосипед — взял, проехал, оставил. Но мы прекрасно понимаем, что, как и в Амстердаме, многие велосипеды будут разворованы. Так что полагаемся только на сознательность граждан и на то, что наберётся критическая масса людей, которые понимают, что если это белый велосипед, не нужно его красть. Мы сделаем всё, чтобы велосипеды были узнаваемы и их стыдно было бы продавать. Хотя кражи — не повод отчаиваться. В Англии, допустим, крадут десятки, даже сотни тысяч велосипедов в год. Другое дело, что люди признают проблему воровства и не ездят на дорогих велосипедах каждый день на вокзал и не паркуют их у магазинов и на остановках транспорта. Используют для этого недорогие велосипеды, которые им не так жалко потерять. Мы же пока на первом этапе — мы хотим хороший дорогой велосипед, но чтобы ездить на нём повсюду, оставлять непристёгнутым, и чтобы его не украли, и чтобы ещё и по велодорожкам. Всё сразу. Белый велосипед все смогут оставлять непристёгнутым и на нём можно будет ездить везде, и за него не нужно будет волноваться, потому что он — общий.
Все участники этого эксперимента — исключительно энтузиасты. Сейчас мы собираем велосипеды, фильтруем их. Не все велосипеды хочется подарить городу, некоторые только больше проблем вызовут. Наши механики по мере возможности приводят их в порядок. Когда накопится достаточное количество велосипедов, штук 20–50, мы подарим их городу. Мы же обязуемся их впоследствии чинить или принимать решения о целесообразности ремонта.
Наш город подвержен велосипедной сезонности. Осенью мы проведём эту акцию, посмотрим на результаты, насколько радостно она будет встречена горожанами, и продолжим её весной, даже если этот первый блин будет комом.
Юрий Бирюков, сотрудник велоцентра «Скатпрокат»
Материал полностю: «В Петербурге появятся бесплатные общественные велосипеды» (Люда Дзержинская, городская интернет-газета «The Village»)