Инклюзивная площадка
Новости

Особенности формирования инклюзивной городской среды на примере парка «30 лет Октября»

Выявление подходов и приёмов формирования инклюзивной среды в общественном городском пространстве Великого Новгорода.

Визуализация: Ульяна Ефимова

Магистр дизайна среды Ульяна Ефимова рассказала сетевому изданию «Генплан Великого Новгорода» о своей выпускной квалификационной работе об особенностях формирования инклюзивной городской среды на примере парка «30 лет Октября» в Великом Новгороде. Работа была выполнена на кафедре дизайна Политехнического института НовГУ под руководством доцента кафедры Марии Гавриловой.

Одной из самых ответственных задач на сегодняшний день, затрагивая тему устойчивого развития городской среды, становится проблема людей-инвалидов и других маломобильных групп населения.

Цель исследования заключалась в выявлении подходов и приемов формирования инклюзивной среды в общественном городском пространстве Великого Новгорода.

Люди с ограниченными возможностями

Рис. 1. Люди с ограниченными возможностями: статистика по России и существующие группы инвалидности

Существуют разные типы ограничений среди городских жителей: они могут быть ситуативными (непостоянными), временными и постоянными. К ситуативным ограничениям пользователей можно отнести человека с тяжелым и габаритным багажом, в наушниках или смотрящего в телефон, а также в состоянии стресса или эмоциональной нестабильности. Люди, не владеющие местным языком, становятся также ограниченными в плане восприятия информации. Временными ограничениями может стать травма, как физическая и эмоциональная. Люди с инвалидностью различной формы являются пользователями с постоянными ограничениями. Главное отличие людей с инвалидностью в том, что их трудности постоянные, поэтому особый статус позволяет присвоить уточнённую классификацию форм инвалидности:

  • передвигающиеся на креслах колясках (колясочники);
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • с нарушениями зрения (в том числе полностью слепых);
  • с нарушениями слуха (в том числе полностью глухих);
  • с нарушением умственного развития.
Анализ зарубежного и отечественного опыта инклюзивного благоустройства

Рис.2. Анализ зарубежного и отечественного опыта инклюзивного благоустройства

Для удовлетворения потребностей людей с ограничениями важно изучить существующий опыт проектирования инклюзивных пространств: детских и спортивных площадок, общественных зон. Важно уделить внимание их наполнению, которое должно стать, в первую очередь, универсальным. Одним из главных составляющих инклюзивности пространства должны быть элементы навигации, которые также должны быть доступными и понятными, а пути движения людей — безбарьерными и организованными. Стоит отметить, что при благоустройстве территорий и выборе малых архитектурных форм нужно предусмотреть интеграцию людей с ограниченными возможностями в первую очередь, социальную: несмотря на физические ограничения, человеку необходимо ощущать себя комфортно.

Анализ инклюзивных элементов и оборудования городской среды в Великом Новгороде

Рис. 3 Анализ инклюзивных элементов и оборудования городской среды в Великом Новгороде

Необходимо было произвести исследования центральной части города на наличие доступности территории и инклюзивных элементов городской среды. Для этого были выбраны: новгородский кремль, Кремлёвский парк, Ильина улица и набережная Александра Невского. Вследствие чего было выявлено отсутствие в большинстве случаев комплексного подхода при организации универсальной и доступной общественной среды.

Анализ планировочного решения парка «30 лет Октября»

Рис. 4 Анализ планировочного решения парка «30 лет Октября»

В качестве апробации применения инклюзивного подхода была выбрана территория парка «30 лет Октября», которая обладает большим потенциалом для размещения большого количества функций на одной территории.

Анализ предметного наполнения парка «30 лет Октября»

Рис. 5 Анализ предметного наполнения парка «30 лет Октября»

В результате анализа предметного наполнения были выявлены преимущества в виде большого количества площадок с наличием оборудования. Но большим недостатком является отсутствие универсальности и недоработка во многих аспектах доступности для маломобильной группы населения.

Общие изменения при благоустройстве парка «30 лет Октября» с учётом инклюзивного аспекта

Рис. 6 Общие изменения при благоустройстве парка «30 лет Октября» с учётом инклюзивного аспекта

Для улучшения структуры парка в аспекте доступности было принято решение организовать дорожки на месте тропинок, благоустроить места, такие как памятник лосю, кофейный киоск, а также организовать общественный сад с клумбами и теплицами. В связи с большой территорией и её рельефностью было принято решение спроектировать деревянные настилы в нескольких местах для беспрепятственного передвижения.

Для повышения комфорта людей с ограничениями по зрению был создан наиболее безопасный маршрут с помощью тактильной плитки различной конфигурации. Для людей на вело-транспорте также были добавлены дорожки к уже существующей. Маршруты построены с целью разграничения разных по интенсивности потоков.

Благоустройство спортивных площадок

Рис. 7. Благоустройство спортивных площадок

При благоустройстве и перепланировке спортивной площадки были применены принципы универсальности и разнообразия спортивной функций, при этом учитываются физические способности людей. Люди с ограниченными возможностями могут быть запросто интегрированы в общественную среду как физически, так и социально благодаря безбарьерному доступу на все площадки, оснащению навигацией для упрощения ориентированности, а также универсальности объектов, с которыми можно взаимодействовать.

Вариации мест для сидения

Рис. 8 Вариации мест для сидения

Создание инклюзивной детской среды в парке

Рис. 9 Создание инклюзивной детской среды в парке

Новая детская площадка обладает теми же качествами, с учётом непрерывного развития ребёнка во многих аспектах жизнедеятельности, важно при игре на такой площадке задействовать максимально его сенсорное восприятие окружающей среды, так как площадки не должны ограничиваться лишь физической активностью.

Навигационные элементы парка

Рис. 10 Навигационные элементы парка

Выявленные особенности

Рис. 11 Выявленные особенности при формировании инклюзивной городской среды

Особенности формирования инклюзивной городской среды на примере парка «30 лет Октября»
Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх