Магистр дизайна среды София Богданова рассказала сетевому изданию «Генплан Великого Новгорода» о своей выпускной квалификационной работе о принципах модернизации типовых школьных зданий и обновлении интерьеров 23 школы. Работа была выполнена на кафедре дизайна Политехнического института НовГУ под руководством архитектора Дмитрия Пекшина.
Современные школы играют ключевую роль в формировании личности и обучении детей, обеспечивая их не только знаниями, но и комфортной и безопасной средой для развития. Однако многие школы в России, особенно построенные в советское время, устарели и больше не соответствуют современным требованиям к образовательным пространствам. Это приводит к необходимости модернизации школьных интерьеров для повышения их функциональности, безопасности и комфорта.
Цель исследования заключается в анализе существующих проблем типовых школьных зданий и разработке концепции их обновления. Апробация результатов исследования проведена на примере разработки проекта обновления интерьеров школы №23 в Великом Новгороде, где планируется провести модернизацию, соответствующую современным стандартам и требованиям к образовательной среде.
Типовые школы, построенные в советский период, имеют ряд характерных особенностей. Они были разработаны с целью стандартизации образовательных учреждений и экономии ресурсов. Основные характеристики таких школ включают (рис. 1-2):
- Стандартные планировки и архитектурные решения: Большинство школ имеют типовые планировки, предполагающие коридорную систему с классами по обе стороны.
- Ограниченные возможности для модификации пространства: Такие школы не предусматривают гибких пространственных решений, необходимых для современных образовательных методик.
- Устаревшие инженерные системы: В типовых школах часто используются устаревшие системы отопления, вентиляции и освещения, которые требуют модернизации.
- Недостаточная инклюзивность: В старых школах отсутствуют условия для комфортного пребывания детей с ограниченными возможностями, что противоречит современным требованиям к доступности (Рисунок из первой главы с особенностями типовых школ).
Исследование современных школьных пространств позволило выявить ряд принципов, которые могут быть применены при модернизации типовых школ. Важнейшими принципами являются использование психологии цвета и правильного освещения для улучшения концентрации и эмоционального состояния учащихся. Организация пространства с учетом удобства и эргономики мебели способствует физическому благополучию и концентрации. Интеграция с природой, через растения и зелень, снижает уровень стресса и улучшает настроение. Экологичный дизайн и инклюзивные решения делают школы доступными и удобными для всех учеников. Наконец, внедрение интерактивных технологий повышает вовлеченность и интерес к обучению (рис. 3-5).
Великий Новгород — один из старейших городов России, и многие школы здесь были построены еще в советское время. Большинство из этих образовательных учреждений нуждается обновлении. В ходе проведенного исследования было определено количество школ каждого типа, а также их процентное соотношение в общем числе типовых учебных заведений города (рис. 6):
- 65-426/1 (8 школ) – 23.5%, (№8, №21, №13, №25, №10, №23, №18, №9)
- У-76 (5 школ) – 14.7%, (№31, №16, Исток, Гимназия №3, Гармония)
- V-92 (3 школы) – 8.8% (№33, №34, Гимназия №4)
- МЮ (3 школы) – 8.8% (№12, Гимназия №2, №22)
- Проект Степановой (2 школы) – 5.8% (№2,№14)
- Ю-1 (1 школа) – 2.9% (№4)97
- 224-1-366с (1 школа) – 2.9% (№26)
- С-1 (1 школа) – 2.9% («Новоскул»)
- V-79 (1 школа) – 2.9% (№15)
Из результата исследования было выявлено, что в Великом Новгороде преобладают школы типа 65-426/1 (8 школ) – 23.5%, школа данного типа взята за основу для разработки дизайн-проекта.
Школа №23 в Великом Новгороде — это типичное учебное заведение, построенное в советское время, с устаревшими инженерными системами и эргономическими показателями. Эти факторы негативно влияют на процесс обучения и создают дискомфорт для учеников. К тому же, школа нуждается в создании условий, которые будут обеспечивать удобство и доступность для всех учащихся (рис. 7).
Модернизация школы №23 в Великом Новгороде необходима для улучшения условий обучения и обеспечения безопасности. Планируется заменить старые инженерные системы, улучшить освещение, установить современное оборудование и обеспечить доступность для всех учеников. Эти меры создадут комфортную и эффективную образовательную среду, соответствующую современным стандартам.
Современные школьные пространства, такие как столовая, актовый зал и рекреация, играют ключевую роль в улучшении образовательного процесса и общего благополучия учащихся. В школе №23 на основе опросов учеников, учителей и родителей был разработан дизайн-проект для этих помещений, который призван улучшить условия учебы и отдыха.
- Столовая должна быть комфортным и функциональным местом для приема пищи. Она включает несколько зон: основная зона питания, зона буфета и зона барной стойки для старшеклассников. Спокойная и нейтральная цветовая палитра с использованием белого, светло-серого, зеленого и светлого дерева создает приятную атмосферу. Мебель в столовой эргономична и многофункциональна, а освещение организовано таким образом, чтобы использовать как естественный свет из больших окон, так и светодиодные светильники для равномерного освещения (рис. 8).
- Актовый зал представляет собой многофункциональное пространство для проведения различных мероприятий. Его оформление выполнено в натуральных тонах с акцентом на использование дерева и зелени. Мобильная мебель позволяет легко трансформировать зал для лекций, концертов или учебных занятий. Эффективное освещение обеспечивается большими окнами и светодиодными светильниками, что позволяет создавать уютную и приятную атмосферу для всех участников мероприятий (рис. 9).
- Рекреация служит местом для отдыха в перерывах между учебой. Она разделена на зоны для тихого и активного отдыха, оснащена мобильными перегородками и графитовой стеной для письма. В интерьере рекреации доминируют светлые и природные цвета, такие как белый и зеленый, которые создают спокойную и расслабляющую атмосферу. Мебель в рекреации легкая и мобильная, что позволяет изменять конфигурацию пространства в зависимости от нужд учащихся. Эффективное освещение и живые растения добавляют уют и способствуют улучшению микроклимата в помещении (рис. 10).
Эти помещения являются яркими примерами того, как современные принципы дизайна могут способствовать созданию комфортной и вдохновляющей образовательной среды.