Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество28 апреля 2013 10:00

Велосипедный заговор в мэрии

О чем шепчутся велоактивисты с чиновниками? Чего они хотят?
Источник:kp.ru

«Велосипедная» тема начала более-менее регулярно всплывать в новгородских СМИ несколько лет назад, когда появилось первое в Великом Новгороде сообщество, лоббирующее велосипед как транспорт. В его задачи входит бороться за велосипедиста, который ежедневно садится на своего двухколесного друга, чтобы доехать до работы, учебы, по делам. То есть тот, кто не только катается на на велосипеде, но еще и ездит на нем. Они добиваются строительства велодорожек в городе. Благодаря им или просто по воле чиновников с недавних пор у нас появилось несколько улиц с велодорожками и велополосами, новые дороги начали проектировать с велоинфраструктурой.

С 2008 года - начала работы того самого сообщества «ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород» - прошло 6 лет. К настоящему моменту движение это отошло на второй план и уступило знамя другим, более молодым и креативным. Например, проекту «I-Bike-Novgorod», устроившему за последний год несколько зрелищных мероприятий с красивой «картинкой» - обязательным условием для того, чтобы приехала съемочная группа и пришло много фотографов.

Началось все со спонтанной акции 19 мая 2012 года. Будущий еще координатор проекта Евгений Нефедов побывал в Санкт-Петербурге на показе фильма «Let's Bike It!» о путешествии двух велосипедистов из Питера в Лиссабон через скандинавские страны, Германию, Нидерланды, Францию и Испанию. 19 мая по всей стране российские велосипедисты планировали устроить Единый день велосипедных действий - акцию, цель которой было показать, что нас, велосипедистов - очень много, и это нельзя игнорировать.

"Велосветлячки" в конце марта доказали: в Великом Новгороде можно ездить на велосипеде в любое время года.

"Велосветлячки" в конце марта доказали: в Великом Новгороде можно ездить на велосипеде в любое время года.

За два дня Евгений собрал более 30 велосипедистов на «Велопрорыв». Прорывом это было сложно назвать - скорее, покатушка единомышленников за удобный и экологичный вид транспорта. Куда более мощным стали перфоманс в сентябре, собравший более 300 человек, которые изобразили на площади исполинских размеров велосипед. Еще более впечатляющим стал заезд «Велосветлячки» в морозный мартовский вечер - с подсветкой и нарядными велосипедами. Раньше и представить было невозможно, что 87 велосипедистов соберутся в назначенный час на морозе, посреди снега и льда, в темное время суток.

Но до настоящего времени «велотема» развивалась в двух плоскостях - чиновничьем и общественном. Эти две части время от времени пересекались, но никогда не становились единым целым. Возможно, до 24 апреля

В назначенный час в мэрии Великого Новгорода собрались велоактивисты и им сочувствующие: Анна Соколова, Константин Хиврич Евгений Нефедов (I-Bike-Novgorod) и автор этих строк (все четверо - проект «Новый город»), Елена Михайлова (ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород), Вячеслав Куприянов (Федерация велоспорта), Игорь Шаповалов, Галина Ждан. С ними встретились начальник транспортного управления администрации города Павел Морозов и представитель ГИБДД Алексей Зенин. К слову, инициировал встречу мэр Юрий Бобрышев, а нам оставалось только воспользоваться случаем и договориться. Информации о встерче в СМИ и блогосфере не давали, чтобы не переходить в политическое или пиар-поле.

Павел Морозов предложил свою повестку дня - организацию веломаршрутов - слово, в которое каждый вкладывает что-то свое, вплоть до линии на карте. Но в итоге заговорили об объективных проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются в городе многие велосипедисты.

Начальник транспортного управления мэрии Павел Морозов вынашивает прогрессивную идею ограничения автомобильного движения в центре города

Начальник транспортного управления мэрии Павел Морозов вынашивает прогрессивную идею ограничения автомобильного движения в центре города

Больше всего велосипедистов волнует отсутствие возможность беспрепятственно передвигаться по городу, особенно на городских велосипедах. То на поребрики приходится запрыгивать, то в яму попадешь. На велополосах вдоль ул. Ломоносова и Б. Московская кусты сирени все время норовят ткнуть веткой в глаз и во многих местах отсутствуют съезды на пересечениях с дорогой.

- Это неудобно для всех: велосипедистов, инвалидов, мам с детскими колясками, - отметил один из присутствующих.

Было предложено не только опускать поребрики, но и поднимать проезжую часть на пешеходных переходах и переездах.

– Такой вариант возможен. Это называется трапециевидной неровностью. Никаких правовых ограничений нет, но реализовать это поначалу будет технически сложно, - считает представитель ГИБДД Зенин.

Госинспектор Алексей Зенин более консервативен в вопросе организации движения транспорта

Госинспектор Алексей Зенин более консервативен в вопросе организации движения транспорта

Еще одна проблема: пешеходы не замечают велополосы на тротуарах и идут по территории велосипедистов. Но винить их в этом нельзя, сошлись во мнении присутствующие. Причина в почти полном отсутствии соответствующей разметки и неразличимые друг от друга покрытия тротуаров и велополос. Кроме того, на велосипеде не пересечь ни один из мостов города: на пешеходном это просто запрещено, а на Колмовском и А. Невского просто неудобно и даже иногда опасно. Поэтому Елена Михайлова предложила построить велопешеходный мост на «быках» в районе Рюрикова Городища и оз. Мячино.

Но веломост там, где он может быть создан, предназначен больше для туристов и отдыхающих, а активисты настаивают на поощрении повседневного использования велосипеда. Например, на проектируемых и строящихся новых дорогах. Если в текущих проектах запланирована влеодорожка, то, например, продолжение ул. Космонавтов, спроектированное в 2006 году, рискует остаться без велотрафика. Впрочем, минимум, обочина на этой дороге возможна, осторожно пообещал Павел Морозов. Он же высказал прогрессивную и смелую для нашего города идею о закрытии пл. Софийской и некоторых центральных улиц для частного транспорта, оставив общественный. Против этого высказался госинспектор Зенин:

- Эта мера отрежет Псковский микрорайон от центра и Торговой стороны, - считает он. – Чтобы этого не случилось, в районе «быков» как раз и нужен обычный автомобильный мост.

Но такая перспектива уже не устроила других участников дискуссии: слишком многим придется пожертвовать ради такого решения.

Включился в дискуссию и спортсмен Вячеслав Куприянов. По его словам, в городе просто негде тренироваться: нет велотрека и протяженных веломаршрутов, где можно ездить на высокой скорости. Федерация велоспорта насчитывает порядка 30 человек и живет, в основном, на свои средства. Тем не менее, показывает высокие результаты на крупных соревнованиях.

Под конец встречи начальник транспортного управления Морозов предоставил проект продолжения ул. 8 Марта, где спроектирована велодорожка. Участники дискуссии обратили внимание на тот факт, что велодорожка прерывается на пересечении со съездами с дороги и на автобусных остановках, а также не везде удачно расположена. Павел Морозов заверил, что еще не поздно внести в проект коррективы.

Более 300 человек изобразили прошлой осенью ооочень большой велосипед.

Более 300 человек изобразили прошлой осенью ооочень большой велосипед.

Любопытно, что встреча не оказалась в числе стандартных «поболтали и разошлись». Участники дискуссии договорились о новом «круглом столе» - уже с участием представителей архитектурного и строительного комитетов города. Скорее всего, новая встреча пройдет на выставке городских решений «Новый город» в центре современного искусства «Диалог» под пристальным вниманием общественности.