Евгений Нефедов: «Необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом»

Евгений Нефедов: «Необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом»

Евгений Нефедов: «Необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом»В минувшие выходные в Великом Новгороде прошла акция «Велосветлячки». Около 130 велосипедистов, украсивших свои транспортные средства фонариками и светодиодной подсветкой, проехали по центральным улицам города.

Акция совпала с экологическим мероприятием «Час земли». С помощью акции Всемирный фонд дикой природы (WWF) и представители велодвижения привлекают внимание к альтернативному виду транспорта — велосипеду. В прошлом году велозаезды прошли более чем в 70 городах России и СНГ.

В Великом Новгороде организацией заезда и многих других подобных акций занимается проект «Велосипедизация Великого Новгорода». Это сообщество призвано объединить людей, которые хотят использовать велосипед как транспортное средство, свободно передвигаться по городу на велосипеде безопасно для себя и остальных участников движения, людей не безразличных к их городу и считающих, что город — это прежде всего пространство для людей, пространство для жизни, и оно должно быть комфортным. К слову, это не единственная новгородская организация, отстаивающая права велосипедистов. С 2008 года существует проект «ВЕЛО-ВЕЛИКий Новгород», также действует областная Федерация велоспорта.

Инициативная группа проекта «Велосипедизация Великого Новгорода» включает в себя около двадцати человек. Создателем и куратором сообщества является новгородец, выпускник Политехнического института НовГУ Евгений Нефедов. Несмотря на то, что с велосипедом Евгений не расстается с первого класса, заниматься активным продвижением этого вида транспорта он до поры до времени не планировал. Напротив, до 2012 года он чаще катался на роликовых коньках, проводя занятия для начинающих.

Все изменилось, когда однажды в Санкт-Петербурге Евгений познакомился с активистом Владимиром Кумовым и посмотрел его фильм «Let’s bike!», снятый по итогам велопоездки по Европе. Это вдохновило новгородца посвятить свое время продвижению велосипеда как вида транспорта в Великом Новгороде. Начать он решил с создания сайта и организации массовых прогулок на велосипедах. В первых встречах принимало участие около 30 человек. О том, чем живет проект сегодня — в интервью «53 новостей».

Расскажи о направлениях деятельности сообщества?

Мы занимаемся популяризацией наших идей через различные акции. С помощью сайта ведем просветительскую деятельность, рассказывая, как подобные проблемы решаются в других городах, проводим занятия Велошколы. Взаимодействуем с местной властью, направляя свои рекомендации по созданию велодорожек. На недавней встрече с представителями городской думы, вице-мэрами, ГИБДД, руководством строительных предприятий было решено создать межведомственную комиссию по развитию велосипедной инфраструктуры. Возможно, она начнет свою работу уже в апреле. Мы надеемся, что это позволит ускорить взаимодействие активистов и чиновников. Необходимо разработать концепцию, в которой будут системно прописаны не только необходимые меры, но и конкретные сроки.

Евгений Нефедов: «Необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом»Основной элемент велосипедной инфраструктуры – велодорожка. Какой она должна быть?

— Во-первых, обособленной и от проезжей части, и от тротуара. Также она должна содержать необходимые знаки, плавные съезды. У нас пока такой вариант реализован только на Колмовской набережной. В большинстве же случаев велодорожка представляет собой отделенную краской узкую полоску тротуара. А для того, чтобы могли «разойтись» два велосипедиста, необходимо отгородить, как минимум, полтора метра. Единственная возможность создать велодорожку на уже существующей улице предоставляется в случае ее реконструкции. При строительстве новых районов велодорожки должны закладываться в план изначально. Хватает и проблемных участков на наших тротуарах: например, поворот с ул. Октябрьской на ул. Нехинскую, огибающий автовокзал. Или не слишком удобный железнодорожный переезд на той же Нехинской. Думаю, в этом году мы совместно с «Новым городом» (некоммерческий проект по благоустройству Великого Новгорода — прим. ред.) проведем на этом участке исследование, чтобы определить, насколько он популярен у велосипедистов. На ул. Космонавтов велодорожка запланирована, но только на отрезке от Зелинского до Боткина.

Проводите ли вы организованные выезды на спортивные соревнования?

— Честно говоря, я не считаю езду на велосипеде спортом. Хотя, конечно, различные направления велоспорта широко развиты: BMX, горный, шоссейный. Но этим занимается областная федерация велоспорта, а я рассматриваю велосипед именно как средство передвижения по городу — для поездок к друзьям, отдыха, прогулок и даже туризма. Например, существует Национальный велопробег, соединяющий Москву и Санкт-Петербург. Он проходит в стороне от трассы. В прошлом году прошел велопробег «Великий Новгород – Шимск – Сольцы – Порхов – Псков», приуроченный к III Русским Ганзейским дням. В Европе развита сеть туристических маршрутов «Евровело». В ней не всегда используются велодорожки, но даже в том случае, когда они не предусмотрены, есть знаки, помогающие велосипедистам ориентироваться. К сожалению, на границе с Россией эта сеть обрывается.

Занимаетесь ли вы разработкой туристических веломаршрутов?

— Конечно, у нас есть много интересных мест в городе и окрестностях, куда можно выехать на велосипеде. Пока мы выкладываем маршруты на наш сайт i-bike-novgorod.ru, но в будущем планируем сотрудничать с туристическими фирмами.

Каким образом объединились акции «Час земли» и «Велосветлячки»?

— «Час земли» — это экологическая акция, призывающая ненадолго выключить источники света, питающиеся от энергосети. Мы пользуемся этим моментом и зажигаем, так сказать, автономные огни. Так как 2014 год провозглашен в России Годом культуры, мы решили со своей стороны поддержать культуру передвижения на велосипеде. Это напрямую касается освещения, которое обязательно должно использоваться в темное время суток. Часто велосипедистов сбивают именно потому, что не замечают.

Расскажи о планах вашего сообщества на этот год?

— Основные акции пройдут в мае. Так, мы готовим мероприятие ко Дню Победы. В середине месяца пройдет Единый день велосипедных действий, а в конце – совместная выставка с проектом «Новый город», в рамках которой пройдут семинары и встречи с экспертами. И уже осенью, в сентябре, мы планируем присоединиться к Международной неделе альтернативных видов транспорта.

Евгений Нефедов: «Необходимо устранять препятствия, мешающие горожанам пользоваться велосипедом»Что бы ты посоветовал начинающим новгородским велосипедистам?

— Необходимо все-таки знать Правила дорожного движения. Например, запрет пересекать проезжую часть по пешеходному переходу «верхом» на велосипеде вполне обоснован – в случае возникновения угрозы столкновения вы просто не сможете сдать назад. К сожалению, до недавнего времени правила предписывали велосипедистам перемещаться только по проезжей части, хотя это далеко не всегда безопасно. Но буквально на днях, 30 марта, в ПДД были внесены изменения, позволяющие ездить и по тротуару. Лучше использовать шлем – в случае падения он защитит вас от травм. Ну и конечно, не забывать об освещении.

Люди какого возраста предпочитают пользоваться велосипедом, а не автомобилем или общественным транспортом?

— Понятно, что в различных акциях в основном участвует молодежь – ей это интересно. Но каждое утро таким образом добираются до своего рабочего места люди самого разного возраста. А пенсионеры, например, ездят на дачу. Кстати, в этом году будет разрабатываться проект реконструкции Нехинской улицы на участке от Кочетова до Новой Мельницы, и там велодорожка просто необходима. На данный момент там нет даже тротуара.

Насколько реально заставить человека выйти из машины и пересесть на экологически чистый транспорт?

— Я думаю, не нужно никого заставлять. На данный момент необходимо устранять препятствия, мешающие пользоваться велосипедом. Например, многим негде хранить его дома, как негде оставить и на работе. Этим могли бы озадачиться и организации, и управляющие компании. Чем меньше останется препятствий, тем больше людей могли бы сделать выбор в пользу экологии и отказаться от ежедневного стояния в пробках.

Фото Ольги Михалевой

Комментарии

Написать комментарий

Дорогие читатели!

Мы приветствуем ваши интересные и непредвзятые точки зрения. Однако призываем проявлять уважение и терпимость друг к другу. Оставляйте комментарии в рамках законодательства РФ. Нецензурные выражения будут удаляться модераторами
Ваш комментарий отправлен на модерацию.
Комментарий станет доступен после его одобрения.
Ваш комментарий будет доступен после проверки модератором.
Редакция оставляет за собой право на публикацию комментариев.