15.07.2020 11:11

Анастасия Дьяконенко рассказала о своём проекте реконструкции новгородского театра драмы

Выпускница Российского университета дружбы народов 2020 года направления подготовки «Дизайн архитектурной среды» Анастасия Дьяконенко рассказала сетевому изданию «Генплан Великого Новгорода» о своей выпускной квалификационной работе «Дизайн-проект реконструкции Новгородского академического театра драмы имени Фёдора Достоевского».

Вокруг советского модернизма возникает всё больше дискуссий и споров. Повсеместно признаётся актуальность проблемы реконструкции зданий ушедшей, очевидно, значимой эпохи в истории отечественной архитектуры. Однако со стороны государства заметна обратная реакция, а именно — отстранённость. Поэтому здания не поддерживаются и не разрушаются, оставляя их историческим моветоном.

Целью дипломной работы является разработка нового подхода к реконструкции, создание и преобразование комфортной среды для посещения всего города, сохранив при этом весь масштаб, культурную самобытность и достоинство существующей исторической среды. Для качественного достижения поставленной цели автором был проведен анализ: архитектурных и дизайнерских тенденций и опыта разных эпох; отечественного опыта реконструкции; культурно-общественного отношения к советской архитектуре.

Объектом исследования выступил один из ярких примеров архитектуры позднего СССР, академический театр драмы имени Фёдора Достоевского в Великом Новгороде.

Хотя родился проект ещё в 1971 году, только в 1987-м театр получил новое здание, построенное под руководством архитектора «Гипротеатра» Владимира Сомова.

Ситуационный план. Реконструкция театра драмы
Ситуационный план. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

Объект расположен по адресу: улица Великая, дом 14, на участке 4 гектара, в центральной части туристической зоны, у Софийской набережной. Анализ расположения показал, что условия для туристического объекта крайне положительные: соседство с одной из трёх крупнейших гостиниц города, главный фасад направлен прямо на набережную Торговой стороны. Однако при всех плюсах расположения у театра есть не менее значимый минус — «слепая» туристическая зона, так как основной туристический репертуар Великого Новгорода состоит из кремля и православных храмов, расположенных в противоположных районах центральной части города.

Вокруг театра при строительстве была расчищена большая площадь, на которой, по замыслу главного архитектора Владимира Сомова, должны были проходить праздники, фестивали и другие культурные и политические события. Для этих же целей рядом с театром была построена летняя эстрада.

Архитектурный ансамбль театра помимо самого здания изначально включал в себя также фонтаны с водозаборными башнями (две цилиндрические башни по сторонам здания). Сегодня на их месте обустроены клумбы.

В архитектурный ансамбль театра входила также 42-метровая колонна из бетонных фигурных блоков. Она не носила никакого практического смысла, однако, по словам самого архитектора, завершала всю композицию. В 2009 году колонну демонтировали, в связи с использованием её в качестве полигона для самоубийств.

В 2015 году весь ландшафт, выложенный фигурными блоками, которые играют в оформлении потолков трёх помещений и играли в оформлении снесенной стелы, был кощунственно залит асфальтом, что ещё больше обезличило всё произведение.

За прошедшие десятилетия оригинальная, сразу привлекающая внимание постройка, сильно обветшала и сейчас находится в удручающем состоянии. В таком же состоянии находятся помещения театра: потолки текут, штукатурка осыпается, материалы внутренней отделки либо технически устарели, либо изначально имели недопустимо низкое качество.

Генплан. Реконструкция театра драмы
Генплан. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

В связи с этими факторами автором для возрождения духа ландшафта были приняты решения: заменить нынешнее асфальтированное полотно на фигурную плитку; восстановить изначально задуманные фонтаны и 42-метровую стелу — важную, завершающую, по словам Владимира Сомова, деталь всей композиции, но с модернизированным основанием, которое призвано обезопасить саму стелу от несанкционированного проникновения.

Аксонометрия. Реконструкция театра драмы
Аксонометрия. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

Также немаловажным решением стало проектирование арочных конструкций торговых павильонов. При их создании автор вдохновлялся торговыми рядами, которые были центром торговли Новгородской республики на пике её развития.

На территории расположена парковка на 40 мест (увеличенная в проекте реконструкции до 80 мест). Вокруг всего участка проложена асфальтированная дорога, позволяющая подъехать к театру и его трапам с любой стороны.

Фасады (экстерьер) здания подвергаются реставрации без значительных изменений внешнего облика.

Фасад. Реконструкция театра драмы
Фасад. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

У 12-этажного здания, общей площадью 10452,9 квадратных метра предусмотрено три категории входных зон: главная, служебная и коммерческая. На первом этаже имеется главная на восточной стороне, служебная на северной и коммерческая на южной соответственно. На втором этаже служебные и коммерческие входные зоны распределены по северо-западному и юго-западному фасадам. На третьем этаже имеется два служебных входа, позволяющих с трапа транспортировать груз прямиком на сцену.

Также, с учётом современных социально-культурных тенденций и потребностей нынешнего посетителя театра, был полностью переосмыслен функциональный потенциал здания и театра в частности. Это позволило обратить внимание на многие ныне пустующие помещения, или же помещения, чья задуманная изначально цель сегодня не актуальна, преобразить их и поднять эффективность театра, как культурного центра — центра просветительского и вдохновляющего.

Фойе. Реконструкция театра драмы
Фойе. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

Дизайн-концепция интерьеров была основана на синергии космических мотивов, о которых напоминает само здание и поздний период советского модернизма, и стилей середины XX века. Также учитывались основные формы новгородской архитектуры и самих фасадов театра — мягкие, округлые, пластичные.

Фойе. Реконструкция театра драмы
Фойе. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

Для большего эффекта восстановлены элементы первоначальной идеи: основной цвет внутренних поверхностей арок — красный; а также, свободные от скрывающих солнечный свет полотен окна.

Кафе. Реконструкция театра драмы
Кафе. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.
Кафе. Реконструкция театра драмы
Кафе. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

Ориентация на первоначальную концепцию позволит в полной мере раскрыть потенциал всего пространства и всех его элементов и преобразовать его в качественно новый опыт, добавляя более совершенные тенденции, технологии и видение театра.

Выставка. Реконструкция театра драмы
Выставка. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.

Данный проект реконструкции может привлечь внимание к проблеме восстановления зданий столь богатой архитектурной эпохи, что увеличит число подобных проектов и позволит избежать их разрушения и преобразовать негативное восприятия той эпохи в положительный пример отечественного архитектурного наследия. Однако главной целью данного проекта является создание многопрофильного культурного кластера, объединяющего опытных и молодых артистов различных поколений на одном творческом пространстве.

Репетиционный зал. Реконструкция театра драмы
Репетиционный зал. Реконструкция театра драмы. Анастасия Дьяконенко.
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звёзд (оценок: 20, средняя: 4,25 из 5)

Комментарии

  1. Отличная идея, как много заброшенных разваривающихся зданий по всей стране. Супер редевелопмент!)

  2. Просто не верится, что такая масштабная работа выполнена в рамках дипломного проекта. Очень здорово. Анастасия, так держать!

Добавить комментарий