Новости

Алексей Сабельский: много раз доступно объясняли, почему велодорожки нужны

Написать этот пост меня вдохновил комментарий Петра Шеронова на сайте I bike Novgorod. Там высказывается альтернативное мнение насчет велодорожки. Петр считает, что они не нужны. Много раз и я здесь, и «Новый город», и «I bike Novgorod», и журналисты разных изданий доступно объясняли, почему велодорожки нужны. Аня Соколова написала летом отличный текст. Но иногда приходится повторяться.

Прежде, чем возразить, стоит отметить, что Петр — типичный велолось (никакого негатива, они сами себя так иногда называют). У меня есть один похожий друг Михаил — спортсмен, спортивный турист и тоже велосипедист, сейчас в Питере живет. Так вот, он тоже считает, что велодорожки не нужны, хотя двумя руками за велосипед. Его (товарища моего) позиция сводится к следующему: тем, кто сейчас не ездит на велосипедах, велодорожки не помогут, а тем, кто и так ездит, велодорожки не нужны.

Но эта позиция применима к спорту, но абсолютно несправедлива, когда речь идет о велосипеде как транспорте.

Таких, как Петр и Михаил в принципе мало и с появлением велодорожек больше вряд ли появится. Это здоровые спортивные люди, для которых и семь верст — не крюк, и раздолбанные дороги – лишь радость от их преодоления. Я даже допускаю (не знаю, справедливо ли, но я бы на их месте чувствовал себя примерно так), что им нравится ощущать свою уникальность, бросать вызов окружающей среде и осознавать, что они ездят «несмотря ни на что». Им, конечно, велодорожки не нужны. Когда я сажусь на велосипед, мне тоже нет большой разницы, где ездить — я молодой и здоровый (во всех смыслах), колдобин, грязи и машин не боюсь.

Но большинство людей не подходят под критерии, заданные мной выше. Одним нравятся чистые и сухие дорожки, другие боятся машин, третьих тяжело назвать молодыми и здоровыми. Но всех этих людей и вышеназванных велосипедистов объединяет одно — все так или иначе хотят вести здоровый образ жизни и больше времени проводить на свежем воздухе, если позволяет состояние окружающей городской (и не только) среды. Велосипед — один из лучших способов поддерживать себя в форме, который позволяет до кучи отказаться от использования личного и общественного транспорта, что экономит городское пространство и деньги (а во многих случаях и время), улучшает здоровье и снижает уровень выбросов в атмосферу. Впрочем, это прописные истины.

Так кому же нужны велодорожки?

В том виде, в каком они существуют сейчас в Великом Новгороде, уж точно никому не нужны. Чтобы понять это, стоит посмотреть на велодорожку на Магистральной. Она заканчивается ничем, а в конце как в насмешку стоит знак, упорно доказывающий нам, что дальше — велодорожка, а не то, что мы на самом деле видим. Где велосипедист поедет в данном случае, очевидно. Где угодно, но не на этой велодорожке.

Велодорожка на Магистральной улице

Таких велодорожек по городу разбросано несколько, и они никак друг с другом не связаны. Это жалкие крохи, которые не привлекут ни одного нового велосипедиста. Но давайте быть до конца честными. Та велоинфраструктура, что сейчас существует в нашем городе, не имеет ничего общего с велосипедистами и не решает проблему удобства перемещения по городу на двухколесном транспорте. Все, абсолютно все велодорожки были построены для проформы. Чиновники как бы говорят: «Ну вы же видите, мы заботимся о вас, отстаньте уже». Особенно это читается в комментариях мэра Юрия Бобрышева: «На Большой Московской обочину разделили кирпичиками разного цвета, сразу понятно, где идти человеку, где ехать велосипедисту. Хотя, честно говоря, всё равно не соблюдают». Юрий Иванович явно держит нас за дураков, если считает, что то, что есть на Б. Московской, можно считать велополосой. Помните ту самую, вдоль парка 30-летия Октября, шириной в полметра? Там еще веткой сирени в глаз можно получить, а потом врезаться в стену Кордегардии. Пробовал Юрий Иванович прокатиться там на велосипеде.

Или еще пример — получше, но тоже трэш. Ни один нормальный чиновник и строитель с руками из нужного места никогда не заставят велосипедистов перепрыгивать через высокие поребрики, которыми то и дело прерывается эта «велополоса». Фото издания «Прямая речь».

Тротуар на Большой Московской улице

Для большинства людей, садящихся на велосипеды, принципиально важно иметь возможность ехать по ровной поверхности, не спешиваясь. Автомобилисты же не спешиваются. А чем велосипедисты хуже?

Конечно, как отмечает Петр (и я с ним соглашусь), что эти «велодорожки» не решают проблему удобства горожан. По большому счету, это насмешка. Но даже эта насмешка показывает, что создание велоинфраструктуры сейчас на повестке дня в мэрии. И существующая велоинфраструктура неудобна из-за отсутствия системного подхода. Нет городской программы развития велосипедного движения, на которую могли бы опираться чиновники и строители, нет четко выработанных критериев, нет эффективного общественного контроля. Без всего этого создание удобной велоинфраструктуры невозможно.

Далее Петр пишет о низкой гражданской культуре — мол, велодорожки будут заставлены припаркованными машинами. Ну так что же мешает поставить между велодорожкой и проезжей частью столбики? И велосипедисты целы, и никто не кинет здесь свою машину. В Копенгагене, к слову, пошли еще дальше и стали размещать парковки между дорогой и велодорожкой. Кстати, на фотографии зима, но велодорожки (как и тротуары с дорогами) начисто прибраны и сухие. Именно это в первую очередь отличает зиму в Копенгагене, от зимы в Новгороде, а никак не средняя температура января.

Фото: Илья Алексеев (Дания, 2013)

Еще раз. Кому в Новгороде нужны велодорожки?

Петр прав. Велодорожки нужны тем, кто не ездит на велосипеде. Так почему же он, понимая это, отказывает этим людям в удовольствии? В каждом городе мира, где сейчас развита велоинстраструктура, находились тысячи скептиков, утверждавших, что строить велодорожки бессмысленно, потому что велосипедистов мало. Тем не менее, велодорожки строились, и целые толпы велосипедистов-неофитов появлялись как по волшебству. То же самое ждет и любой российский город, который поверит в целесообразность и пользу развитой велоинфраструктуры и научится создавать удобные велодорожки и грамотно следить за их состоянием.

Чистые и комфортные велодорожки, связанные единой сетью, побудят тысячи людей отказаться от автомобиля и пересесть на велосипеды. Чистый, опрятный велосипедист, едущий на работу в офис или на завод, больше не будет восприниматься как маргинал (коими сейчас являются матерые велосипедисты), да и сам по себе этот способ передвижения станет в глазах людей цивилизованным. Как следствие, со временем машина перестанет восприниматься как привилегия и демонстрация статуса, а значит и на дорогах станет свободнее, даже если небольшую часть проезжей части «захватят» велосипедисты. А тротуары урезать не стоит — они у нас и так не везде широкие.

Алексей Сабельский, «Так все-таки кому нужны велодорожки?»

15 комментариев

1 комментарий

  1. Peter Sheronov (@rastadont)

    28.11.2013 17:49

    Спасибо, красивая утопия в конце статьи, точно на 100% не про #Новгород. Полгорода сносить придется для реализации. А будет системный подход – и подзаработать активистам можно. С уважением, лось и маргинал (коими себя не считаю) Петр.

  2. Сергей

    28.11.2013 20:10

    Какая же утопия, Петро! Вспомни 2006 год. Когда мы начинали. Не только велодорожек, но и разговоров об этом не было. А сейчас? И велодорожки строятся, и специализированные сайты, и велополосы, и дороги в проектах,- только с велодорожками! Митин с Бобрышевым прилюдно катаются на велосипедах. Делается же, и высокими темпами!
    И, с “чувством глубокого удовлетворения”, отмечаю, что и мы с тобой подтолкнули этот неповоротливый прогресс. Давай, же будем оптимистами. Скептиков и без нас,- свыше всякой меры.

  3. Максим

    28.11.2013 21:24

    Велодорожки городу нужны действительно, но не такого качества как на ул. Магистральная

  4. Alexey Sabelsky (@Red_Korsair)

    28.11.2013 21:40

    Согласен с Сергеем, не было бы нескольких десятков энтузиастов, может быть, не было бы ничего. Все начинается с малого, и то, что раньше казалось утопией, сейчас уже можно назвать благоприятной перспективой.

  5. gorches

    29.11.2013 12:44

    Кстати, надо смотреть на вопрос шире и понимать не только то, что сейчас велодорожки строятся “плохо” и не там, где надо, а и то, ПОЧЕМУ они так строятся. Это происходит в первую очередь из-за полного бардака со строительными нормами и стандартами в этой области (да и не только в этой), где зачастую написан полный бред.
    Например, нельзя сделать дешево более-менее приемлемую велодорожку там, где она действительно нужна, потому что это либо невозможно по нормам, либо потребует кардинальной реконструкции улицы, что настолько дорого, что никто никогда не признает такой проект целесообразным (только если не свалится с неба большой мешок лишних денег).
    Предлагаю таки сконцентрировать усилия на решение этих проблем, а потом все пойдет гораздо легче.

  6. Александр Удальцов

    29.11.2013 14:18

    Согласен с Петром на 95% – надо сначала сделать тротуары. Везде, где это требуется – затрат гораздо меньше, чем с автодорогами, да и ремонтировать их приедтся раз в 5 реже. Только надо как-то в корне искоренить представление, что ремонт тротуара надо непременно заключается в полной замене поребриков – в большинстве случаев они как раз никому не нужны и не мешают. Но непременно нужно делать тротуар так, чтобы его уровень был выше уровня газона, а не наоборот. Чтобы вода с него утекала на газон, а не грязь и вода с газонов заполняла тротуары, как желоба… Пешеходов по-прежнему намного больше, все мы когда-то являемся пешеходами. И аналогично – молодые и здоровые могут и по лесу ходить, и с мамонтом за плечами, но это же не все!

    На существующих улицах, спроектированных без учета велосипедистов нереально добавить велодорожки. Логичнее и проще разрешить им двигаться по каким-то тротуарам, предварительно приведя их в нормальное состояние.

    А вот уже на новых дорогах нужно по-человечески их закладывать на этапе проектирования, как вот сейчас на Космонавтов, интересно, делается хоть что-то в этом направлении?

  7. Игорь

    29.11.2013 15:06

    Велодорожки-велодорожки… А тротуары как были раздолбанные на некоторых улицах 10 лет назад, када еще школьником по городу гулял, так и стоят абсолютно неизменно. Спрашивается, почему? Почему строятся какие-то несоединенные ни с чем велодорожки на окраине города. А вдоль ЦЕНТРАЛЬНОЙ улицы не могу срезать старый асфальт и закатать новый на тротуаре??? Не с того конца вообще нужно заходить.

  8. Евгений Нефедов (@gpvnru)

    29.11.2013 15:41

    Александр, улица Космонавтов проектировалась, к сожалению, давно и предусмотрели там смешной и никому не нужный кусочек велодорожки от Зелинского до Боткина. Наша работа в этом направлении описывается здесь: «Велосипедисты подготовили предложения по проектируемой улице Космонавтов». С более новой улицей 8 марта всё должно быть значительно лучше: «Улучшаем проект велодорожки на строящейся улице от проспекта Мира до улицы 8 Марта».

  9. Евгений Нефедов (@gpvnru)

    29.11.2013 15:56

    gorches, из-за полного бардака со строительными нормами и стандартами в этой области, но ещё и из-за безразличия администрации к этому вопросу. Мы-то можем сконцентрироваться, а вот власть очень неохотно и вяло подходит к этим вопросам. Помимо новых улиц строятся целые районы, где ничего не предусмотрено для велосипеда. Не верят в велосипед, как в транспорт, а зря. Поэтому нужно как с пандусами: должны быть и всё тут.

  10. SergaNT

    29.11.2013 19:03

    Согласен с Петром, ибо велодорожки в России, не обнесённые двухметровым каменным забором, неизбежно превратятся в тротуары либо автопарковки.

  11. Антон Михайлов

    29.11.2013 21:30

    Согласен с Петром и Александром. На существующих улицах и так тесно, дорожки сделать негде, переделывать слишком дорого. За счет газонов расширять велопешеходную зону нельзя.
    Да и кому выгодно, чтобы тысячи людей пересели на велосипеды? Кто ж бензин покупать будет?

  12. Александр Удальцов

    30.11.2013 14:58

    Евгений, а реакция на все это есть, или в “спортлото” писать надо?

  13. Евгений Нефедов (@gpvnru)

    02.12.2013 08:51

    SergaNT, думаю это вопрос времени, но это не значит что инфраструктуру не нужно развивать.

  14. Евгений Нефедов (@gpvnru)

    02.12.2013 08:53

    Антон, тоже настроен пессимистично. Это слишком узкий взгляд, если смотреть в рамках существующей системы, это отказ от развития: «кому выгодно, чтобы тысячи людей пересели на велосипеды? Кто ж бензин покупать будет?». Уверен, Антон, что ты был бы счастлив видеть качественную инфраструктуру у нас в городе и пользоваться ей.

  15. Евгений Нефедов (@gpvnru)

    02.12.2013 08:57

    Александр, ответы есть, по ссылкам всё написано. По улице 8 Марта и встречи были. Обещали, что учтут наши рекомендации. Что получится — увидим.

Подписывайтесь на «Генплан Великого Новгорода» в Новостях, Дзене, Telegram и ВКонтакте.
Наверх