Домра

Домра — русский народный трехструнный или четырехструнный музыкальный инструмент, играют на ней с помощью медиатора. Предположительно домра — прообраз русской балалайки. В семейство домр входят: домра пикколо, домра малая 3-х струнная, домра малая 4-х струнная, домра альт, домра бас и домра контрабас (встречается крайне редко).

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра, домбра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русскую метрополию).

История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актеров-скоморохов. Скоморохи ходили по селам и городам и устраивали веселые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей и в 17 веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла. В 19 веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов В. Андреев нашел изображение домры в одной из старинных редких книг и по нему восстановил инструмент. Позднее он создал семейство домр, которые вошли в состав его оркестра — пикколо, малую, альтовую, басовую, контрабасовую.

Реконструкция инструмента сразу же ввела домру в сферу академического музыкального искусства. Домровая группа стала не только незаменимой частью русского народного оркестра, но и составила его мелодическую основу, предпосылку для художественно убедительного воспроизведения разнообразной полифонической фактуры, сложной многоэлементной ткани.

В 1908 году Г. Любимов совместно с мастером С. Буровым на основе реконструированной В. Андреевым домры создал четырехструнную домру с квинтовым строем. В 1914 году из таких домр был организован квартет, а в 1919 году — оркестр. Появление этого инструмента вызвано возросшей необходимостью в увеличении звукового диапазона домры. Общность строя конструкции с мандолиной и скрипкой делает доступным для нее громадный репертуар, написанный для этих инструментов.

Звук четырехструнной домры сравнительно более слабый, что вызвано конструктивными особенностями многострунных инструментов, потому в настоящее время в балалаечно-домровых оркестрах употребляются преимущественно трехструнные домры, хотя нередки и четырехструнные.